Программное содержание: Рассказать о 22 марта - дне весеннего равноденствия, продолжить знакомить с народными приметами, учить делать вводы о взаимодействиях и взаимосвязях в природе, обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания, показать многоцветие и разнообразие мира.
Ход НОД
I. Сюрпризный момент
Воспитатель читает загадку:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену величаво
Идет красавица одна.
О ней вы знаете не мало,
Зовут красавицу. (Весна)
Воспитатель просит детей назвать весенние месяцы.
Назовите, какой же месяц у нас сейчас?
А вы знаете, что в марте есть праздник, который называется "Сорок сороков"?
II. Основной этап занятия
1. Беседа на тему «Птицы прилетели - весну принесли»
Признаком близкой весны считается прилёт птиц к родным гнездовьям. В деревнях в этот день справляли праздник «Сорок сороков». Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется - равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
История
Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников - воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал - и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.
Традиции
Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).
На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Иногда в тесто при выпечке «жаворонок» клали предметы - колечко, монетку, пуговицу. Кольцо означало свадьбу, монетка - богатство, пуговица - счастье.
Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали вверх, ловили с громкими криками:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красну,
Зима надоела,
Весь хлеб поела!
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Приметы
- На Сороки день с ночью мерится, равняется.
- Во что Сороки, во то и Петровки.
- Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
- Мороз, случившийся 22 марта, обещает урожай, в особенности проса.
- Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
- Слышится гром - к голодному году.
- Теплый ветер сулит дождливое лето.
- Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
- Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел - к теплу, зяблик - к стуже.
2. Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского "Песня жаворонка". https://www.youtube.com/watch?time_continue=58&v=i1zqN5GagUA
3. Понятно, что на «Сороки» прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.
Воспитатель: А скажите мне дети, какие вы знаете приметы весны?
Если речка голубая пробудилась ото сна,
И бежит, в полях сверкая,
Значит, к нам пришла… весна.
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,
Значит, к нам пришла… весна.
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна
Нам еще приятней станет,
Значит, к нам пришла… весна.
Назовите приметы весны, в которых говорится про птиц.
Грач на проталинку, скворец на прогалинку (Незаросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу).
Увидал скворца - знай: весна у крыльца.
Физкультурная пауза "Живая природа"
Мы природу уважаем (дети ходят по кругу, взявшись за руки,
Бережем и понимаем.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению (чик-чирик)
Паучки терпению (перебирают пальчиками в воздухе)
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду. (з-з-з)
Отражение в воде учит справедливости (пружинка).
Нас деревья всех пород (сжимают ладошки в рукопожатии)
Учат крепкой дружбе.
У природы целый год обучаться нужно (хлопки в ладоши).
4. «Загадки про птиц» https://www.youtube.com/watch?time_continue=329&v=8rpe7KRezJw
5. Работа со схемой «Чей это клюв и что ест его хозяин?»
- Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть? (Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза).
- Интересно, что клюв у всех разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем определить, чей это клюв и что ест его хозяин?
- Подумайте и скажите, кому может принадлежать этот клюв? (утке)
- Почему вы так считаете? (широкий, она процеживает им воду)
- Кто хозяин этого клюва? (журавль)
- Как служит журавлю его клюв? (достаёт пищу из водоема)
- Этим клювом птица долбит кору деревьев и достаёт личинки насекомых, Чей это клюв? (дятла)
Многое о своём обладателе могут рассказать и лапки. Обратите внимание, лапы каждой птицы приспособлены для того образа жизни, который ведёт именно эта птица. Подтвердите мои слова.
- Чья это лапка? (утки, приспособлена для плаванья)
- Кто хозяин этой лапы? (орел, служит для захвата добычи)
- А кому может принадлежать эта лапа? (грачу)
- Как служит она своему хозяину? (ходит по земле)
- Чем покрыто тело птиц? (все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд)
6. Как вы думаете почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям радостнее, веселее жить. А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки и сады от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен и т.д.)
- Что мы можем сделать чтобы помочь птицам? (Не разорять гнезда, подкармливать зимой, сделать скворечники и т.п.)
- Вы молодцы, внимательно слушали, теперь давайте сделаем изображение птички.
Пальчиковая гимнастика
«Пой-ка, подпевай-ка!», И.Токмакова
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж.
7. Обрывная аппликация: «Веселая стайка»
(Дети самостоятельно выполняют обрывную аппликацию птицы грача.)
III. Итог занятия
- Давайте всех грачей положим вместе, составим панно «Веселая стайка». Какие замечательные птички у вас получились, молодцы! Ребятки, рассмотрите внимательно нашу получившуюся стайку. Какой грач понравился вам больше всего? (Ответы детей)