Предмет: русский язык.
Класс: 8
Цель урока:
- Образовательная - формирование умения по различению односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
- Развивающая - развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
- Воспитательная - развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова, к жанрам публицистического стиля.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;
- учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся;
Развивающие: строить тексты с односоставными предложениями.
Воспитательные: воспитывать умение общаться в коллективе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- распознавать односоставные предложения в тексте;
- классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
- строить речевые высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.
Формируемые УУД.
Личностные:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве;
- осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Регулятивные:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Методы, используемые на уроке:
- дифференцированное обучение;
- задания творческого характера;
- метод взаимо- и самоконтроля;
- самостоятельная работа;
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Оборудование урока:
- Компьютер и мультимедийный проектор; презентация.
- Видеоматериал.
- Раздаточный материал (приложения).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный (1м.) |
Приветствует обучающихся.
|
Приветствуют учителя и друг друга. Садятся, записывают число. |
Коммуникативные:
|
2. Мотивация к учебной деятельности (4м.) |
Предлагает учащимся обратить внимание на экран, демонстрирует видеоролик рекламы МТС со стихотворением А.Блока. (Презентация)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
|
Просматривают видеоролик.
Отвечают на вопросы.
|
Личностные:
Коммуникативные:
|
3. Актуализация знаний (5 м.) |
Предлагает учащимся выбрать цитаты и предложения, найти свою пару (прием «Жокей и лошадь»)
|
Учащиеся выбирают цитату и предложения, находят пару, объединяются в пары. |
Личностные:
|
4. Этап закрепления с целью обеспечения повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания (12 м.) |
1. Прием «Броуновское движение». Каждый ученик выбрал цитату, определил тип односоставного предложения, нашел свою пару, должен найти материал, с помощью которого составит «портрет» своего типа односоставного предложения (работа в парах). Приложение 2
2.Предлагает учащимся представить свой вид односоставного предложения (оценивают другие группы, по необходимости комментируют). Приложение 3. Лист оценивания
3.Предлагает выполнить задание: определить тип односоставного предложения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе, определите типы односоставных предложений и выпишите в соответствии со своим номером.
Производим взаимопроверку. Встаньте все участники под №4 - по одному предложению прочитайте. Потом - №1, №3, №2, №5 После ответа открываем слайд.
4.Предлагает учащимся найти словосочетания в предложении (№ предложения у каждого прикреплен на спинке стула) и определить их тип связи.
|
1.Ученики перемещаются по всему классу и собирают информацию по определенному виду односоставных предложений. Задача учащихся, свободно двигаясь по помещению, собрать все признаки заданного типа предложения. Учащиеся составляют «портрет»-схему своего типа односоставного предложения.
3.Учащиеся определяют типы односоставных предложений и выписывают в соответствии со своим номером группа:
4.Учащиеся находят словосочетания в предложенном предложении и определяют тип связи, объединяются в группы по типу связи слов в словосочетании. |
Познавательные:
|
5.Физкультминутка (3м.) |
Учащимся предложено определить тип предложений с помощью «смайликов» (на флипчарте - предложения). |
Учащиеся выходят к доске, определяют тип предложения, прикрепляя «смайлик». |
|
6. Применение знаний с целью обеспечения усвоение знаний и способов действия на уровне применения в различных ситуациях (15м.) |
Учащимся предложено выполнить задания в группах: найти односоставные предложения в художественных произведениях (лирика поэтов 19-20в.), публицистическом(периодические издания) и научном стилях (учебники географии и биологии), а также в текстах современных песен (аудиозаписи) и сделать выводы о роли односоставных предложений в речи: каким синтаксическим конструкциям (одно- или двусоставным предложениям) отдают предпочтение? (заполняют лист ответов). Приложение 5 |
Учащиеся находят односоставные предложения в художественных произведениях (лирика поэтов 19-20в.), публицистическом и научном стилях, а также в текстах современных песен (аудиозаписи) и делают выводы о роли односоставных предложений в речи. Заполняют лист ответов. |
Коммуникативные:
|
7.Рефлексия учебной деятельности (5м.) |
«Билет на выход» Предлагаем оценить работу на уроке самим учащимся: каждому ученику предложено назвать одного из ребят, кого хочется выделить, выбрать одно из предложенных учителем предложение. Учащийся определяет тип односоставного и получает «билет на выход».
Какой молодец!
Домашнее задание на выбор:
|
Каждый ученик называет одного из ребят, кого хочется выделить, выбирает одно из предложенных учителем предложение. Учащийся определяет тип односоставного и получает «билет на выход». |
Личностные:
|