Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Разделы: Математика, Мастер-класс

Ключевые слова: сложение и вычитание десятичных дробей


Цели и задачи:

Учебные:

  • закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
  • воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
  • применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
  • объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
  • повторить ранее пройденный материал.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать в группе и индивидуально;
  • развивать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление, устную и письменную математическую речь, память;
  • развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность.

Воспитательные:

  • прививать интерес к математике и математическим наукам;
  • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам;

Тип урока: урок-практикум (отработка и проверка знаний по теме).

Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

  • отработку понимания на слух математической речи;
  • взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;
  • работа группами.

Виды учебной деятельности:

  • слушание;
  • говорение;
  • мыслительный анализ;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка.
  • индивидуальная работа, работа в парах;
  • практические задания;

Оборудование к уроку: список вопросов, тетради, карточки, компьютер, проектор и экран, магниты (картинки) со смайликами.

Ход урока

За неделю до проведения обобщающего урока в классе необходимо вывесить список вопросов, по которым планируется проводить опрос учащихся.

  1. Назовите три обыкновенные правильные дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и запишите их в виде десятичных дробей.
  2. Назовите примеры трех неправильных дробей со знаменателями 100, 1000 и 10000 и запишите их в виде десятичных дробей.
  3. Приведите пример десятичной дроби и изобразите её на числовом луче.
  4. Назовите три первых разряда десятичной дроби.
  5. Сформулируй определение сравнения десятичных дробей?
  6. Расскажи правило округления десятичных дробей?
  7. Расскажи правило сложения и вычитания десятичных дробей.
  8. Сформулируйте переместительный и сочетательный законы сложения.
  9. Начертите отрезок и измерьте его длину. Запишите свой результат в сантиметрах, в метрах и в километрах.
  10. Как найти периметр прямоугольника, треугольника и квадрата.
  11. Как найти неизвестное слагаемое, неизвестное уменьшаемое или вычитаемое, неизвестный множитель, неизвестный делитель или делимое.

Урок начинается со вступительного слова учителя. Он рассказывает, как будет проходить урок, представляет ребятам собравшихся членов комиссии (учеников 7 или 8 класса).

Учитель предлагает каждому учащемуся нарисовать в тетради один смайлик из подложенных учителем на доске, который соответствует его настроению в начале урока.

1. Математический диктант

После окончания оргмомента, ребята должны приступить к математическому диктанту. Каждому ученику заранее необходимо положить на парту лист бумаги на котором он и должен записать ответы. Учитель читает задания ученики записывают примеры и решают их. По окончанию диктанта, учащиеся передают свои листы соседям по парте. С помощью проектора правильные ответы на вопросы диктанта проектируются на экран, чтобы каждый учащийся мог проверить работу своего соседа. Проверенные листы передаются комиссии для контроля.

Задания математического диктанта:

  1. Увеличьте число 0,2 на 3,4.
  2. Уменьшите число 3,66 на 0,2.
  3. Прибавьте 0,2 к 3,555.
  4. Отнимите 0,2 от 3,55.
  5. На сколько 0,1 больше, чем 0,088?
  6. Решите устно уравнения
    a) x + 3,4 = 5,7;
    б) x - 0,4 = 0,16.
  7. Закончите фразу: «Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби...».
  8. Округлите до единиц следующие числа:
    14,86; 47,5; 2000,531; 70,388; 0,27; 0,543.

2. Работа с карточками

Эта работа даёт возможность представить задание не на слух, как в диктанте, а в виде зрительного ряда. Каждому ученику выдаётся карточка с заданиями. На выданных карточках ученик пишет ответы и сдает выполненную работу комиссии на проверку. Одно из заданий представлено ниже.

Задания на карточке:

1. Вычислите:

  • 5,41 + 3,36 =
  • 3,145 + 4,01 =
  • 27,25 + 301,5 =
  • 46,45 - 2,25 =
  • 305,11 - 3,5 =
  • 7,34 - 1,3 =

2. Решите уравнения:

  • x - 22,3 = 4,56
    x =
  • б) x + 24,3 = 35,65
    x =
  • в) 1 - x = 0,98
    x =

По выполнению работы на карточках, ученики должны ответить на вопросы по теории членам проверяющей комиссии.

3. Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо (ученики машут руками)
Закачалось деревцо (ученики выполняют наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (ученики приседают)
Деревцо всё выше, выше (ученики потягиваются вверх)

4. Игровой момент - работа в группах

Урок продолжается в виде игры персонажем которой являются Буратино, который просит ребят помочь решить сложные задачи, придуманные Мальвиной.
Класс делится на группы (по две рядом стоящие парты). Каждой группе выдаётся конверт с заданиями:

1. Мальвина придумала четыре равенства с обыкновенными и десятичными дробями. Левые и правые части этих равенств она написал на отдельных карточках (детям демонстрируются эти карточки):

Ребята, помогите Буратино найти карточки с равными дробями.

2. Мальвина придумала несколько примеров-ребусов на сложение и вычитание десятичных дробей. Помогите Буратино решить забавные ребусы:

  • 53 + 27 =8;
  • 52 + 17 = 222;
  • 73 - 27 = 703;
  • 4 + 106 = 506;
  • 836 - 336 = 5;
  • 97 - 4 = 57.

3. Мальвина составила выражения и просит Буратино правильно расставить действия и найти их значения:

a) 26,52 - (5,9 + 10,95) =

б) 6,2 - (0,78 + 2,75) =

4. Мальвина измерила две стороны треугольной клумбы. Они равны 2,67 м и 3,46 м. А третью сторону предложила вычислить Буратино, сказав, что ограждение клумбы равно 7,49 м. Помогите Буратино найти третью сторону клумбы».

Решения заданий группы передаются на проверку в комиссию.

Пока ребята обсуждают с учителем выполненные задания, комиссия подводит итоги и проставляет оценки в специальной ведомости. В ней учитываются баллы за следующие виды работ: выполнение математического диктанта, решение задач на карточках, ответы на вопросы по теории, ответы на задания Буратино.

В конце урока Учитель снова предлагает каждому учащемуся нарисовать в тетради один смайлик из подложенных учителем на доске, который будет соответствует его настроению в конце урока.

По результатам проверки комиссии выставляются оценки каждому ученику за работу на уроке.