«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему образования».
Менделеев Дмитрий Иванович
Директора школы можно назвать капитаном корабля, который стоит у руля и ведет его в нужном образовательном направлении. Любые изменения, происходящие в море перемен образования, могут накренить корабль, привести к бунту команды или к потере ориентира, к которому корабль школы держит направление.
Последние годы в школу приходят значительные перемены. В первую очередь они связаны с притоком инновационных образовательных технологий, с изменением самого принципа построения образования: от пассивной роли ученика к его самостоятельности и активности, от взаимодействия главный-подчиненный - к взаимодействию сотрудничества.
Все ли педагоги сразу и безоговорочно могут принять происходящие изменения? Нет. И дело не всегда в непрофессионализме или нежелании учителя работать. Однако, очень часто учитель не хочет менять прижившиеся методы и приемы обучения, менять стиль общения с учащимися. Получается, что директор школы сталкивается именно с психологической стороной процесса адаптации педагога к инновациям и переменам в образовании.
Итак, что же делать директору? Руководителю учреждения необходимо понимать важность психологических методов и приемов, помогающих адаптироваться педагогам к новым условиям, а значит, избежать дезадаптации, которая может привести к «бунту на корабле» или «попаданию в штиль».
Многие исследователи, которые занимаются вопросами управленческой деятельности в учреждении образования, говорят, что директор школы - это эффективный менеджер. А может быть, директор - это не просто менеджер, обеспечивающий стабильность учреждения на рынке труда, а топ-менеджер, руководитель высшего звена? Да, именно так. А значит, ему необходимо быть мультиспециалистом, в том числе владеть психологическими приемами, способствующими адаптации учителя к переменам в образовании.
Директор школы является, в первую очередь, руководителем и на него возложено огромное количество обязанностей. В его задачи входит не просто непосредственная помощь педагогу в психологической адаптации к переменам в образовании, а организация (это слово не просто подчеркнуто) работы в данном направлении. Мне, как директору школы, видится, что именно в этом и состоит роль современного руководителя.
Как же на практике это осуществляется? Давайте разбираться.
В самом начале, начиная изучать вопрос помощи педагогам в адаптации к изменениям, я поняла, что большая часть исследований посвящена адаптации молодых специалистов, а все остальные педагоги, образно говоря, забытая история. Разве они не нуждаются в помощи и поддержке? Конечно, нуждаются. Приходилось, собирая по крупицам, создавать свою авторскую систему адаптационных мер, и они состоят в следующем.
- В первую очередь, руководитель школы должен выстроить эффективное взаимодействие между администрацией и педагогами школы. Конечно, важны профессионализм и четкие действия команды администрации.
- Дисциплинированность и внутренняя мотивация педагогов является важным мотиватором и адаптивной способностью к принятию изменений. Понятно, что вопрос дисциплины в коллективе - это всегда задача директора школы.
- Доверие и личное уважение к руководителю. Что ж, в этом случае имеют важность и личные качества руководителя, и знание психологии, но важнее всего - это самому директору доверительно и уважительно относиться к каждому педагогу, учитывая его индивидуальные и профессиональные особенности.
- Мотивирование и стимулирование педагога важны в психологической адаптации педагога к инновациям в образовании. Конечно, премирование, эффективный контракт являются действенными методами, однако как часто мы пренебрегаем такими простыми вещами как благодарность и устное поощрение. Удивительно, но это эффективно, это делает отношения между руководителем и педагогом более уважительными (не путать с личными, этого допускать нельзя).
- Необходимо понимать, что перемены - это хорошо, однако, нельзя забывать и о традициях. Грамотный директор всегда учтет этот момент и разумно подойдет к сочетанию традиционных и инновационных направлений в своем учреждении.
Директор школы обладает лидирующей позицией в трансляции современных тенденций в образовании. И об этом необходимо помнить. Это задача современного директора, который должен вести за собой педагогический коллектив, и, при необходимости, обеспечить психологическую поддержку этому коллективу.
Психологическая поддержка педагогического коллектива - это грамотное и даже стратегическое решение руководителя школы, который не только понимает необходимость изменений в образовании, но планирует свою деятельность в этом направлении. Это определяет ведущую роль директора школы в психологической адаптации педагога к переменам в образовании.