Урок памяти по теме «Блокадный хлеб»

Разделы: Патриотическое воспитание


Цель занятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Познакомить ребят с понятием блокада;
  • Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Оборудование: выставка книг, плакат, черно-белые снимки войны, мультимедийная презентация.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Приветствие (сдача рапорта)

Добрый день, ребята. Присаживаемся.

Прослушивание песни «День Победы» (включить фонограмму песни «День Победы)

Скажите, что эта за песня? (ответы детей)

Верно!

А каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое) - ответы детей.

2. Этап вызова - выход на проблему

- Сегодня у нас урок будет необычный, урок мы посвятим памяти ушедших и живых, благодаря которым, живы мы с вами.

Сейчас послушайте внимательно сообщение Амирана, подумайте и ответьте, о чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?

Амиран выходит с сообщением:

«22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков».

3. Определение темы и цели

Ребята, а каком историческом событии вы услышали информацию? (О Великой Отечественной войне)

- А когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года). Хорошо, молодцы!

- Посмотрите на плакат и скажите, о каком событии мы сегодня будем говорить на классном часе?(Ответы детей)

Да правильно, о Блокаде Ленинграда.

4. Основная часть

А как вы понимаете слово «БЛОКАДА»?

Окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром. В кольце блокады. Снять, прорвать блокаду.

На этом классном часе мы поговорим о Блокаде Ленинграда (Санкт-Петербург). (Слайд 3)

Работа с картой

Воспитатель: Прежде, чем вы узнаете информацию о подвиге города Ленинграда, посмотрите внимательно на карту и скажите, почему захватчики так упорно и стойко держали блокаду?

Ответы детей (Выгодное положение - в море). (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята, вы правы, именно Ленинград является важной точкой, так как он имеет выход к морю, что было очень важно фашистских-немецких захватчиков.

Информация о Блокаде Ленинграда. (Слайд 4)

Воспитатель: Блокада началась 8 сентября в 1941 году. Закончилась 27 января в 1944 году.

Блокада длилась 872 длинные и холодные ночи, 872 голодных дня, каждый из которых мог стать последним. (2 года и почти 4 месяца)

Воспитатель: Война, страшное слово, которое звучит, словно гром, среди ясного дня.

Мирная жизнь ленинградцев была разрушена этим словом.

Воспитатель:Послушайте отрывок из дневника Лены Мухиной 22 сентября 1941 года, которая после войны стала художником и посветила множество своих картин этому событию:

Читает ученик (Сыгыр-оолБайыр-Белек):

«Я пока жива и могу писать дневник. У меня теперь совсем нет уверенности в том, что Ленинград не сдадут. Нас обстреливают, нас бомбят. Вчера в 4 часа ко мне пришла Тамара, мы пошли с ней гулять.На Большой Мос­ковской, рядом с домом Веры Никитичны, бомба попала в дом и разру­шила почти все здание. Но с улицы разрушений не видно, они со двора…»

Воспитатель: СЛАЙД 5

Какое чувство испытывает девочка, находясь в Блокадном Ленинграде?(Ответы детей)

Воспитатель: Вышел из строя водопровод. Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод.

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач, восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Начался голод.

Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

По Ленинграду ходила смерть.

Слова воспитателя: об этом в своем дневнике рассказывает маленькая девочка Лена.

Читает ученик (Бады-Саган Антон)

28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама - 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.

СЛАЙД 6

Воспитатель: Возник вопрос: чем кормить людей?

Слово воспитателя: 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным - 125 граммов. 125 граммов - это кусочек хлеба размером со спичечный коробок… СЛАЙД 7-8 (учитель демонстрирует такой кусочек хлеба) и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Слова ученика СЛАЙД 9 - Шомбул Дамерлан

Известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Слово воспитателя - СЛАЙД 10. Немецкие захватчики держали город в кольце, сквозь которое нельзя было пробиться. Единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей - Дорога жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Немецкие захватчики разбомбили в городе все склады с продовольствием, начался голод. Люди начали массово погибать от голода и болезней.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Но какой ценой досталась победа (только от голода умерло 650 тысяч людей)

Ребята, давайте почтим память, погибших в дни блокады Ленинграда, минутой молчания.

Давайте и мы зажжем свечу Памяти.

МЕТРОНОМ

5. Подведение итогов

Слушание записи Левитана «Победа»

27 января в день снятия блокады Ленинграда по всей стране проходит Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Символом акции является кусочек хлеба весом в 125 граммов - именно такая минимальная норма выдачи хлеба на человека в день была установлена во время блокады Ленинграда.

Учитель: Давайте, ребята, никогда не будем забывать того, что сделали для нас наши деды и прадеды. Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны.

Свободное небо над головой, вот что завещали нам наши прадеды. В знак гордости давайте с вами сделаем, голубя как символа мира и добра. Украсим наше небо миром!

Изготовление Голубя мира. Рефлексия.