Цели:
- формировать умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи)
- воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство любви к матери;
- подготовить детей к самостоятельной творческой работе, связанной с описанием внешности;
- развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.
Вид урока: комбинированный.
План урока:
I. Организационная часть. Приветствие.
II. Актуализация знаний. Тема, цель урока.
III. Беседа. Проверка знаний.
IV. Погружение в тему урока.
1) Орфографическая работа.
2) Групповая работа по теме (заполнение таблицы).
V. Физкультминутка.
VI. Работа с учебником.
VII. Выполнение творческого задания (индивидуальная работа).
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационная часть. Приветствие. Разминка
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам не придется сидеть сложа руки, будем включать голову и работать с огоньком так, чтобы горели глаза.
- Что я сейчас использовала в своей речи? Верно, фразеологизмы. Давайте вспомним, что это такое.
- Посмотрите на слайд и определите, какая картинка относится к фразеологизмам, которые я сейчас произнесла (1 слайд).
- Давайте по картинкам угадаем еще несколько фразеологизмов и объясним их значение. (зарубить на носу, развесил уши, воды в рот набрал, на лбу написано) (2, 3 слайд)
- Посмотрите на все фразеологизмы и подумайте, что их всех объединяет. (4 слайд) Верно, это все о человеке. Глаза, нос, уши, руки, голова - это детали чего? Портрета (или внешности).
II. Актуализация знаний. Тема, цель урока
Цель нашего урока - научиться описывать внешность человека.
Значит, тема нашего урока - …. (запись в тетради) (5 слайд)
Внешность человека по-другому как называют? (портрет)
III. Беседа. Проверка знаний
- На каком уроке, кроме русского языка, мы говорим о портрете человека. Верно, на литературе. Какую роль играет описание внешности в литературном произведении? (раскрывает внутренний мир)
- Давайте угадаем по описанию внешности литературного героя и вспомним произведение.
«Но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…" (Самсон Вырин) (6 слайд)
Толстый мужчина средних лет с прямой осанкой, большими усами. Он одет в типичную козацкую одежду: в шаровары, которые были «шире Чёрного моря», папаху с красным верхом. (Тарас Бульба) (7 слайд)
Молодой купец. Статный красивый молодец: «могучие плечи», «соколиные очи» - настоящий русский богатырь. (Степан Калашников) (8 слайд)
- Вспомним авторов произведений, и в этом нам тоже помогут портреты. Все эти портреты находятся в Третьяковской галерее в Москве. (9, 10, 11 слайды)
IV. Погружение в тему урока
Словарная работа.
- Сейчас мы проведем небольшую словарную работу. Запишите в тетради слова и объясните орфограммы: портрет, словесный, галерея, портретист, выражение (у доски работает ученик, объясняет орфограммы).
- Нелегко описать внешность человека. Но мы будем этому учиться.
- Сейчас предлагаю поработать в паре. На партах лежат карточки. Задние: восстановите таблицу. Какие определения к какой детали портрета относятся? Заполните первую колонку.
Проверка (что может получиться у детей)
Описание внешности
Детали описания внешности человека | Определения |
Лицо |
Красивое, круглое, скуластое, строгое, миловидное, располагающее, симпатичное, задумчивое, улыбчивое. |
Глаза |
Стальные, серые, большие, зеленые, бесцветные, блеклые, тёмные, дымчатые, бездонные, смеющиеся. |
Лоб |
Гладкий, сократовский, морщинистый, открытый, хмурый. |
Губы |
Вишнёвые, алые, нитевидные, пухлые. |
Волосы |
Белокурые, черные, соломенные, огненно-смоляные, волнистые, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие. |
Нос |
Большой, длинный, короткий, крупный, маленький, острый, правильный, вздернутый, курносый. |
- Сколько красивых определений во 2 колонки таблицы. Как называются такие средства художественной выразительности? Роль эпитетов? (портрет отражает характер человека, его внутренний мир).
V. Физкультминутка
- Давайте проведем небольшую физкультминутку и с помощью мимики покажем различные эмоции. Увидим, как меняется портрет в зависимости от настроения человека.
С помощью губ покажите веселое настроение, а теперь грустное. С помощью глаз покажите, что вам страшно, а с помощью бровей - удивление.
VI. Работа с учебником
- В 19 веке была популярна игра в портреты. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Как отлично мы с гостями проводил время! Я рисовал 5-6 профилей, какие мне только приходи в голову. И каждый писал под каждым профилем, что он о нем думал. Выходи вещи презабавные. Давай и мы с вами поиграем в портреты.
- У вас есть портреты в учебнике на стр. 187 (189). Составьте их словесные портреты, стараясь отразить в них особенности характера. Работаем индивидуально. Каждый записывает одну только особенную черту через детали портрета (по форме носа можно сказать, что этот человек любопытный и т.д.) Записываем на стикерах и наклеиваем на доску то, что вы написали.
- Молодцы, все отлично справились.
VII. Выполнение творческого задания
- А теперь мы составим словесный портрет самого дорогого для нас человека - портрет мамы. На столах у вас есть заготовки. Работать будем также индивидуально: заполните пропуски в листочках так, чтобы получилось описание мамы.
- Зачитаем то, что у вас получилось. Кто желает?
- Остальные сдают свои подписанные листочки. Каждому будет поставлена оценка.
VIII. Домашняя работа
Творческое задание - словесный портрет одноклассника. Вы должны вытянуть бумажку с именем своего одноклассника. Дома письменно составить его портрет, используя различные детали. Не менее 5 предложений.
IX. Рефлексия
Давайте подведем итог урока. В начале была поставлена цель - научиться описывать внешность человека. Какие детали портрета мы описывали. А какая, на ваш взгляд, самая важная деталь в портрете и почему? Недаром говорят, что глаза - зеркало души. (12 слайд).
- Спасибо за урок.