Работа по организации учебного процесса с детьми различных категорий лежит в профессиональном поле каждого учителя. Вряд ли найдется класс, где все ученики относятся к так называемой группе нормотипичных детей.
Чаще всего состав класса неоднородный: вместе с детьми с нормативным развитием обучаются:
- одаренные дети;
- школьники, находящиеся в жизненно трудной ситуации,
- ученики с девиантным поведением;
- дети с инвалидностью
- и дети, имеющие статус ОВЗ.
В таком контексте инклюзивное образование является механизмом, обеспечивающим доступ к качественному образованию для каждого ребенка.
И хотя сегодня мы делаем акцент на системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, общие принципы проектирования урока будут актуальными для разных категорий детей.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Перед учителем возникает ряд вопросов, на которые ему предстоит найти ответы до того момента, когда он войдет в класс:
- Каким должен быть урок?
- Чем инклюзивный урок отличается от традиционного?
- Как спроектировать и успешно реализовать такой урок?
В поиске ответов на эти вопросы мы приходим к пониманию того, что учителю не обойтись без знания особенностей развития и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также не обойтись без освоения специальных методик.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья, не могут самостоятельно ставить и удерживать цель работы на уроке. Без внешнего контроля они быстро теряют интерес к учебному заданию и прекращают работу. Таким школьникам сложно поддерживать работоспособность в течение урока. Трудности вызывают ограниченность словарного запаса, речевые нарушения, узость кругозора, непонимание инструкции. Все это в совокупности затрудняет работу в едином темпе с классом, вызывает риски возникновения пробелов и дефицитов в знаниях.
Перечисленные затруднения свойственны не только детям, у которых установлен статус ОВЗ, но это и дети, для которых русский язык не является родным, школьники, испытывающие трудности в обучении по различным причинам, например СДВГ, педагогическая запущенность, девиантное поведение. Поэтому подходы к организации урока в инклюзивном классе актуальны для всех учителей.
Проектируя инклюзивный урок, учителю следует найти ответы на множество вопросов:
- Какова цель урока?
- Какой результат должны получить разные группы обучающихся?
- Какие новые учебные действия должны освоить ученики?
- Какой учебный материал выбрать и главное - как адаптировать учебный материал для детей с ОВЗ?
И наверно, один из самых сложных вопросов, как организовать учебную деятельность, когда состав класса неоднородный?
Дефициты познавательных способностей вызывают трудности в усвоении учебной программы. Ученики склонны накапливать пробелы в знаниях, которые часто приводят к стойкой неуспеваемости. Широкий спектр особых образовательных потребностей обосновывает необходимость комплексного подхода к организации обучения в рамках учебных предметов, предполагающего не только решение собственно образовательных задач, но и осуществление профилактики затруднений и целенаправленной коррекционной работы с учащимися. Такой подход может быть реализован посредством использования технологии проектирования учебного процесса.
Проектирование осуществляется с помощью ряда процедурных действий на разных уровнях: на уровне учебного предмета, уровне темы и уровне урока.
- Проектирование на уровне учебного предмета подразумевает работу педагога с содержанием рабочей программы, в которой отражены требования ФГОС к содержанию и результатам обучения по предмету. Выстраивая логику реализации рабочей программы учитель выстраивает систему управления познавательной и учебной деятельностью школьников, а также создает возможность для своевременного определения трудностей в обучении и предупреждении возникновения пробелов в знаниях. Тематика уроков определяется ведущими содержательными линиями федеральной рабочей программы.
- Проектирование на уровне учебной темы включает в себя организацию работы над освоением содержания рабочей программы в рамках заданной темы в отношении академического предметного компонента, а также осуществление тематического контроля для определения результативности обучения в рамках каждой темы.
- Проектирование на уровне урока, включающее непосредственно планирование урока с учетом системно-деятельностного подхода, индивидуально-дифференцированного и разноуровневого обучения.