1. Актуальность и практическая значимость опыта
«…В игре дитя живет,
И следы этой жизни глубже
Остаются в нем, чем следы действительности,
в которую он не мог еще войти
по сложности ее явлений и интересов»
Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Для раскрытия цели необходимо решить одну из самых острых проблем - мотивация обучающихся к изучению предмета.
Значимо, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка. Игровые технологии обладают следующими функциями:
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.
В процессе игры, во-первых, реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке.
Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
В-третьих, ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры.
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
2. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышение эффективности процесса обучения через применение игровых технологий на уроке иностранного языка.
В настоящее время знание иностранных языков - это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования, является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
С моей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является игра. Потому как, она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития обучающегося, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
3. Теоретическая база опыта
Игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны со здоровье - сберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Основой применяемой мной технологии обучения является личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно-рационализаторский. В своем опыте я опираюсь на:
- Личностно-ориетированный подход в обучении (И.С.Якиманской)
- Культурно-историческая теория психического развития (Л.С.Выготский)
- Сознательно-коммуникативный метод (Я.М.Колкер)
- Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам (Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова)
- Игровые технологии в обучении (С.А.Шмаков)
- Технологии коммуникативного обучения (Г.Лозанов)
- Технологии обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.
Е.И.Пассов, в своей книге «Урок иностранного языка» считает, что: «…игра - это
- деятельность;
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- «учение с увлечением».
Здесь же говорится о том, что «игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие».
4. Технология опыта
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Известный советский психолог А.Н.Леонтьев считал, что мотивация, создаваемая игрой должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Один из ведущих современных российских психологов Р.С.Немов в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха» Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С.Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности обучающегося.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей.
В современной психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Психологи выделяют подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги - дидактические игры, подразделяя их на языковые (фонетические, лексические, грамматические) и речевые (аудирование, чтение и письмо). Цель игровых приемов первой группы - закрепление грамматического материала, повторение новых слов и отработка произношения. Игры второй группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала.
Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения иностранного языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у обучающихся.
Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, шарады, загадки и конкурсы.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры
- Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На своих занятиях использую следующие игры:
Лексические игры
1. Одна буква.
Назвать слова, которые начинаются с одной буквы. Побеждает тот, кто называет больше слов.
2. Последняя буква.
Группа делится на две команды. Представитель первой команды называет слово, вторая команда должна назвать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т.д. Выигрывает та команда, которая последней назовет слово.
3. «Снежный ком».
Педагог объясняет, что дети должны дополнить фразу словом, относящимся к определенной теме или начинающимся на одну букву.
Если обучающийся не может назвать слово, он выбывает из игры.
В любой вид деятельности на занятии иностранного языка можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Например, грамматическое занятие обычно не вызывает энтузиазма, но если включить в него какие-то грамматические игры, то оно пройдет интересно и без особого напряжения. Обучающиеся на таких занятиях легко и просто усваивают необходимые грамматические структуры. Это происходит от того, что игра направлена на усвоение грамматической стороны речи, а не системы языка.
Грамматические игры
1. На закрепление общих вопросов. Преподаватель загадывает какое-либо слово по теме. Пытаясь угадать слово, студенты задают только общие вопросы, на которые преподаватель отвечает «да» или «нет» (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает слово, задав меньшее количество вопросов.
2. Составь предложение.
Закрепление порядка слов в немецком предложении. Группа делится на две команды. Каждой команде даются слова, которые надо выстроить в правильном порядке. Побеждает та команда, которая это делает быстрее и без ошибок.
3. Составь ассоциограмму.
(На доске представлены карточки - Deutschland. Нужно подобрать слова, характеризующие тему. Какая команда назовёт больше, та и получит больше баллов.)
Ihre Aufgabe ist es, ein Assoziogramm zum Wort Deutschland zu erstellen. das Team, das die meisten Wörter ausgewählt hat, gewinnt.
4. Собери текст. (Участники команд собирают текст по пазлам «Берлин».)
Teilnehmern müssen Puzzle sammeln. Sie haben 7 Minuten.
Викторина - одна из форм развития творческой активности. Викторины проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на занятиях лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить обучающихся к творческому отбору материала, предложенного педагогом или выбранного самим обучающимся; научить обучающихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.
При проведении викторин стремлюсь:
- Мобилизовать знания обучающихся по другим предметам
- Использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником
- Обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому обучающемуся
- Учесть особенности каждого обучающегося.
Викторина помогает вызвать положительные эмоции обучающихся. В обстановке соревнования они могут мобилизовать знания, полученные на занятиях и в ходе подготовки викторины.
Загадки и ребусы, используемые на занятиях, также способствуют усилению коммуникативной направленности, развивают интерес к иностранному языку.
Эти формы игры являются как бы подготовкой к более серьезной ролевой игре. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.
С помощью ролевой игры можно сконцентрировать внимание обучающихся на главном: овладеть речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент при организации ролевых игр.
Ролевая игра используется мною чаще всего на уроках при прохождении таких тем, как: «Магазин», «Путешествия», «Спорт», «Школа», «Времена года» и др.
Основные требования к ролевой игре:
- Игра должна вызывать у обучающихся интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения
- Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована
- Она должна быть принята всей группой
- Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя обучающийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли
- Ролевая игра организуется так, чтобы обучающиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал
Таким образом, анализируя применение игровых форм урока, можно прийти к выводу, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Обучащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче. Апеллируя к высказыванию Конфуция «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня - и я пойму», можно утверждать, что занятие с применением игровых технологий - это оптимальный опыт активного сотрудничества преподавателя и обучающегося.
5. Результативность опыта
Применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогает разнообразить занятия.
Игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Игры помогают сделать каждое занятие интересным и увлекательным. Занятие развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность обучающихся. Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждая обучающихся к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка.
Результатом опыта стало то, что обучающиеся с удовольствием посещают занятия немецкого языка, повысилась мыслительная активность, они смелее поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу. Работа построенная на основе взаимопонимания, сотрудничестве повысило интерес к занятиям немецкого языка. Обучающиеся охотнее участвуют в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку различного уровня, демонстрируя при этом хороший результат.
Данные о динамике результативности учебной деятельности обучающихся (качественная успеваемость по результатам промежуточной аттестации за 3 года).
Динамика результативности учебной деятельности обучающихся (качественная успеваемость по результатам промежуточной аттестации за период с 2020г. по 2023 г.) Моржаковой Валентины Александровны, преподавателя ГАПОУ ВО «Вязниковский технико-экономический колледж», по дисциплине Иностранный язык составила от 62% до 72%.
Положительная динамика результативности составила 10%.
Методические разработки (Приложения)
Список использованных источников
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М., 1992. - 164 с.
- Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 496 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. -М., 2003. - 239 с.
- Шмалов С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. - 204 c.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. - 160 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры// http://bookz.ru/authors/el_konin-db/elkonindb01.htm
- 7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 744с.
- Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учебник / под ред. Л.П.Крившенко. - М.: Проспект: КноРус, 2010. - (Электронный учебник).
- Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н.В.Бордовская [и др.]; под ред. Н.В.Бордовской. - М.: Кно-Рус, 2010. - 432с.
- Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие / И.В.Руденко [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 287 с.
- Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 161-164.
URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083 / (дата обращения: 03.03.2018). - Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1 [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-igrovyh-tehnologiy-vprofessionalnoy-podgotovke-spetsialistov-spo (дата обращения: 03.03.2018).
- Лещенко Т.А. Игровые технологии как способ достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС СПО. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://novagroteh.ucoz.ru/publ/kruzhki_sekcii_sorevnovanija/informacija_o_rabote/leshhenko_t_a_igrovye_tekhnologii_kak_sposob_dostizhenija_obrazovatelnykh_rezult
atov_v_uslovijakh_realizacii_fgos_spo_i_vypolnenija_edinoj_metodiche/5-1-0-41