«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе - вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю».
(Ф.Честерфильд)
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
- Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.
- Найти пути преодоления проблем в общении детей.
Подготовительная работа:
- анкетирование учащихся с целью определения проблем в общении с взрослыми и с детьми;
- выставка сочинений детей «Невыдуманная история о дружбе».
Форма проведения: Дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения:
- Что значит быть культурным человеком?
- Критерии культуры личности.
- Роль общения в жизни человека.
Ход собрания
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно. Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д. Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ включает в себя:
- Культура внешности
- Культура общения
- Культура речи
- Культура быта
Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ включает несколько аспектов
1. Культура внешности - воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.
2. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности.
3. Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка. Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.
4. Культура быта. Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.
Памятка для родителей
- Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
- Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребёнка. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Игра «Если...»
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
- Если ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным).
- Если растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины).
- Если в терпимости, он учится …(понимать других).
- Если хвалят, он учится … (быть благородным).
- Если растёт в честности, он учится … (быть справедливым).
- Если в безопасности, он учится … (верить людям).
- Если ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).
- Если ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым).
- Если) ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).
Как можно чаще говорите своему ребёнку о том, что он добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытый, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
ПОМНИТЕ: ВЫ - ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫ - ПРИМЕР.
Анкеты для учащихся
Анкета 1
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».
- Громко кричать
- Драться
- Перебивать в разговоре другого человека
- Списывать из чужой тетради во время контрольной
- Задавать неуместные вопросы
- Свистеть
- Ругаться
- Жадничать
- Сплетничать
- Ябедничать
- Врать
- Навязываться в друзья
- Не обращать внимания, если кого-то обижают
- Молчать, если кто-то совершил плохой поступок
- Приставать к людям с расспросами
- Завидовать кому-то
- Жаловаться на кого бы то ни было
- Быть равнодушным к чужой беде
Анкета 2
Продолжите предложения:
- Добрый человек - это тот, который ____________________
- Злой человек - это тот, который ____________________
- Честный человек - это тот, который ____________________
- Правдивый человек - это тот, который ____________________
- Жестокий человек - это тот, который ____________________
- Грубый человек - это тот, который ____________________