Мастер-класс "Числовое выражение"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: математика, Числовые выражения


В контексте тем:

«Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас»

Класс:4

Количество присутствующих: 29

Тема урока:

«Числовое выражение»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.2.1.1 составлять, читать, записывать и распознавать числовые выражения (суммы, разности)
1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=»
1.5.2.4 использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений

Цели урока

составлять, читать, записывать и распознавать числовые выражения (суммы, разности);
использовать названия компонентов действий сложения и вычитания при чтении и записи выражений.

Критерии успеха

Создать условия для формирования понятий «числовое выражение» и «значение числового выражения»; формировать навык составления числовых выражений, используя знаки арифметических действий «+» и «-»; формировать умение находить значения числовых выражений.
Математические выражения бывают числовыми и буквенными. Математическое выражение может состоять из одного числа или одной буквы (Н.В.: НЕ МОЖЕТ из ОДНОЙ буквы или ОДНОГО числа), также из чисел, соединенных знаками арифметических действий.
Числовое выражение - это такое выражение, которое составлено из чисел, знаков арифметических действий и не содержит букв. Выполнить все действия числового выражения - это значит найти его значение.

Привитие ценностей

Уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Музыка, познание мира, обучение грамоте.

Навыки
Использования ИКТ

На данном уроке используют ноутбук, аудизапись о цирке.

Предварительные знания

Представление о цирке.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Актуализация знаний
1. Счет прямой от 0 до 20
2. Счет обратный от 20 до 0.
3. Счет порядковый от 1 до 20.
4. Счет в обратном порядке от 20 до 1 (порядковый)
5. Назвать последующее число...
6. Назвать предыдущее число...
7. Назвать соседей числа...

1. «Цепочка»

- Какие числа пропущены в цепочке?

2. «Числовые карточки»

- Расположите числа в порядке убывания. (19, 17, 15, 13, 12, 10.)
- Расположите числа в порядке возрастания. (10, 12, 13, 15, 17, 19.)
- Является ли полученный ряд чисел отрезком числовой прямой? Почему?
- Добавьте числа так, чтобы получился отрезок числовой прямой.

Критерии успеха

(10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.)

Середина урока

Перед началом урока предложите первоклассни­кам собраться в центре класса. Спросите, любят ли они цирк. Предложите на данном уроке окунуться в мир цирка. Но цирка не простого, а математического.
Для деления учащихся на группы предложите им стать на некоторое время фокусниками. Используйте для жеребьевки цилиндр фокусника или «волшебный» мешочек. Поместите в него небольшие шары или мячи для каждого человека с написанными на них цифрами. Сообщите ребятам, что им необходимо будет разделиться на группы. Группы из четырех человек формируются из четырех последовательных чисел.
Например:
первая, третья, пятая... группа 2, 3,4, 5 - числа первого десятка;
вторая, четвертая, шестая... группа 12, 13, 14, 15 - числа второго десятка.
Задача детей - вынуть мяч или круг с номером из волшебного цилиндра и найти свою группу. Использование аудиозаписи или видеофрагмента о цирке в данный момент поможет им получить позитивный настрой на урок.
После того как ребята займут свои места в группах, предложите им стать ловкими жонглерами. Сообщите, что жонглер - это цирковой артист, умеющий искусно и ловко подбрасывать и ловить одновременно несколько предметов. Жонглирование на уроке будет математическим, и для него будут использоваться мячи с номерами для жеребьевки. Предложите школьникам выбрать из четырех чисел в их группе самое большое и самое маленькое число и составить с ними пример на вычитание. Аналогично следует поступить с двумя другими числами: от большего числа из двух оставшихся чисел вычесть меньшее. Числа, полученные при вычитании в двух примерах, нужно затем сложить.
В итоге работы в группах у первоклассников получатся разные числовые выражения, но с одинаковыми числовыми значениями. Например:
5-2 = 3,
4-3 = 1,
3 + 1 =4;
15-12 = 3,
14-13 = 1,
3 + 1 =4.
Предложите учащимся вывесить результаты своей работы на доску и провести обсуждение.
Спросите, что заметили школьники. Попросите объяснить данную закономерность и попытаться подобрать другие числа для составления выражений с данными ответами.
Выслушайте ответы ребят. Сообщите, что математические записи, в которых используются числа и знаки арифметических действий, называются числовыми выражениями, а результат выполненных действий - значением числового выражения. Для того чтобы найти значение числового выражения, необходимо выполнить в нем все действия.
Поясните правила чтения числовых выражений на сложение и на вычитание. Предложите первоклассникам потренироваться в чтении числовых выражений.

Учебник:
Числовые выражения, с. 102-103.

Рабочий лист 99 «Числовые выражения», с. 101. Рабочий лист 100 «Составляй числовые выражения», с. 102.
Ресурсы:
«волшебный» мешочек или шляпа-цилиндр;
разноцветные картонные кружки или маленькие мячи с числами;
листы формата А4 для работы в группах;
карточки с числами и числовыми выражениями;
аудио- или видеоролик о цирке.

Конец урока

Цирковое представление. В ходе выполнения задания учащиеся смогут найти на рисунке числовые выражения и прочитать их, используя числа и знаки, расположенные на цирковом шатре. Попросите школьников составить обратные примеры. Опираясь на знания о том, что сложение и вычитание являются взаимообратными действиями, а также на знание переместительного свойства сложения, ребята смогут составить новые числовые выражения и прочитать их.
Реши. Задание направлено на отработку правиль­ного чтения числового выражения и закрепление навыка нахождения значений числовых выражений. При выполнении задания дети будут в устной форме находить значения данных выражений.
Ответы
а) 10; б) 17; в) 50; г) 20; д) 16; е)40.
Попробуй. Выполнение задания направлено на пропедевтику умения находить значение числового выражения в несколько действий.

Критерии успеха

В ходе выполнения задания первоклассники должны будут найти значения двух числовых выражений, состоящих из цепочки примеров.

Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание
Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания
Жонглер. Школьники смогут найти значения числовых выражений, записанных на шарах жонглера, и раскрасить шары в соответствии с тем цветом, которым обозначено значение числового выражения в таблице.
Фокусник. Учащимся необходимо составить три чи­словых выражения и найти их значения. Обратите их внимание на то, что количество изображенных предметов - это первое число в числовом выражении, например, 9 пирожных; а фраза, которую произносит фокусник, например: «Пусть будет 4!» - называет значение числового выражения. Таким образом, первоклассник должен составить числовое выражение:
9 - 5 = 4. Получается, что было известно уменьшаемое 9, разность 4, а вычитаемое учащиеся вычисли­ли сами.
Ответы
а) 9-5 = 4;
б) 9+ 1 = 10;
в) 9 + 10 = 19.
Для дифференциации организуйте игру «Арена числовых выражений». Работа проводится в группах. Первый учащийся составляет числовое выражение, записывает его на листе и передает лист следующему человеку. Тот, в свою очередь, находит значение данного выражения и составляет свое выражение, которое начинается с ответа предыдущего. Так лист с числовыми выражениями передвигается по кругу от одного игрока к другому.

К концу урока учащиеся смогут:
использовать знаки «+», «-» и «=» для записи числовых выражений и их вычислений;
различать числовое выражение и его значение.
- Чтобы выявить, как ребята усвоили учебный материал, задайте вопросы:
Что такое числовое выражение?
- Какие арифметические знаки используются для записи числовых выражений?
Какое числовое выражение можно составить со знаком «+» и числами 7 и 2?
Прочитайте числовые выражения:
20 + 50, 80 - 40. Найдите их значения.

Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья
Всем нам надо отдохнуть,
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись
Сейчас сделаем наклоны
К упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно
На месте будем мы шагать.
Раз, два, три, четыре,пять
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомните всё, что сегодня узнали,
Без моей подсказки.