Конспект занятия «Знакомство с мордовским праздником «Акша Келу»

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклорный праздник


Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам национальной культуры на основе изучении мордовского фольклора.

Задачи:

  • Познакомить детей с праздником мордовского народа «Акша Келу»;
  • Познакомить детей с характерными особенностями мордовского фольклора.
  • Воспитать у детей нравственные и эстетические чувства - любовь к природе.

Предварительная работа: Воспитателями была изучена история мордовской национальной культуры, история мордовского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: частушки, танцы, песни, игры, обрядовые праздники. Разработка презентации.

Работа с родителями: беседы с детьми о праздновании троицы в семье, рассказать, как хозяйки в этот день украшали свои дома березовыми ветками и цветами, а девицы на поляне устраивали гулянье, завивали лентами ветки березы, плели венки, кумились, устраивалась ритуальная трапеза - домашнее пиво, пироги, да яичница.

Ход мероприятия

I. Организационный момент (2 мин.)

Ребята, мы свами знаем, что Россия огромная страна. В ней проживают много малых народов, такие как: марийцы, удмурты, чуваши и др. Но мы сегодня поговорим о такой нации как мордва.

2 слайд

Мордва - это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. Под единым наименованием скрываются две народности: эрзя и мокша. Основное количество проживает в Мордовии. На территории Российской Федерации насчитывается примерно восемьсот тысяч человек данной национальности. Традиции мордовского народа тесно переплетаются с культурами иных этносов, сохраняя при этом свою самобытность.

3 слайд

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться. Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки - это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

4 слайд

У мордвы много национальных праздников, но самым ярким и колоритным из них является «Акша келу». «Акша келу» - «Белая береза» в переводе с мордовского. Праздник этот национальный - аналог христианской Троицы.

Издавна этот день в каждой местности имел свои особенности. Но была и общая черта - Троица всегда отмечалась на природе: в лесу, на лугу, на берегах водоемов.

Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда.

О Троице сложено множество народных поговорок.

  • Троица - граница между весной и летом.
  • Троица тремя праздниками богата - цветами, травами и румяным летом.
  • На Троицу каждая веточка - помощник и лекарь.

5 слайд

Кульминацией всей весенне-летней обрядности был праздник Троицы, впитавший прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви.

6 слайд

Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу.

7 слайд

Центральным предметом Троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события. За березкой ходили девушки накануне или рано утром в Троицкий день. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» - кизонь ши (м.), ки-зэнъ чи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.

8 слайд

В конце Троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал Тун-донь илыпямо (э.), Тунданъ илъхтема, прважама (м.) - проводы весны, который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Для него опять же наряжали березку, её несли впереди праздничной процессии.

9 слайд.

Главным ее персонажем была Весна - девушка с большим венком на голове. Иногда этот венок или большой букет несли на шесте или прикрепляли наверху березки. Во многих селениях каждый конец выбирал свою Весну и наряжал свою березку. Иногда вместо березки впереди процессии несли девочку, наряженную платками, а в некоторых местах - крест или фигуру из зелени и цветов. Образ Весны, которая олицетворяла дух растительности, изображали и люди (Спужалат, Калинат, Кук-лат, Вирь ломантъ, ломаттъ). В костюме этих персонажей обязательно присутствовала различная зелень. Спужалат и Калинат накручивали на голову травы и ветки, пришивали к костюму листья папоротника, а Вирь ломанть (э.), ло-матть(м.) (лесные люди) и Вирь ават (лесные женщины) с ног до головы опутывались растительностью.

10 слайд

Из ветвей, трав, цветов изготовлялись и чучела людей, животных - лошадей, женские фигуры-цветочная и конопляная молодушки, крапивная сношенька, потишкат. На последние надевались женские головные уборы и другие элементы костюма.

11 слайд

В праздничном шествии принимали участие и другие обрядовые персонажи - жених и невеста, дед и бабка, медведи и т.д. Навстречу им выносили угощение, обычно пиво. За это ряженые должны были петь и плясать или разыгрывать сценки, которые часто имитировали трудовые процессы. Во время движения процессии ее участники совершали разнообразные магические действия, которые должны были обеспечить здоровье людей и животных, их плодовитость. Для этого зрителей обливали вином или пивом, хлестали их ветками, цветами, пучками зелени.

12 слайд

Заканчивался обряд на ржаном поле или у речки. Здесь бросали березку и ритуальный венок Весны, ряженые раскидывали цветы и ветви со своих костюмов, разрывали на части чучела, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений. На поле девушки разбрасывали и свои кольца. Таким образом они стремились отдать земле свою молодую силу. Если же церемония оканчивалась у речки, то полагали, что вода от соприкосновения с растительностью становится целебной, недаром все участники карнавала купались в ней. А девушки, войдя в воду, били себя березовыми ветками, приговаривая: «Келу паз! Пошли нам гостя (то есть ребенка)».

Воспитатель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.

Под песню «Луганяса келунясь» дети водят хоровод.

После хоровода дети присаживаются на стулья.

13 слайд.

Воспитатель: В целом этот праздник связывался с надеждами на богатый урожай, благополучие рода. Все обычаи и обряды были направлены на положительный настрой, чтобы в этот день никто не думал о плохом и не обижался, чтобы все желали только хорошего своим близким и родным. Надеюсь, что полученные знания вы примените на практике и на праздник Троицы украсите свои дома ветками березы, а также сплетете венки.