Взаимодействие наставника и молодого учителя в режиме урочной неурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная действительность образовательного пространства диктует нам новые условия взаимодействия. К сожалению или к счастью, найти готового специалиста, способного приступить к работе без адаптационного периода или профессионального сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

Наставничество в системе образования - разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагога. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования. В настоящее время наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

Википедия определяет наставничество как отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития.

В рамках реализации программы наставничества в средней школе номер 19 города Читы используются следующие модели наставничества.

Традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один») - это взаимодействие между более опытным учителем-наставником и молодым педагогом в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Разновидностью этой модели является СИТУАЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО (от англ. SituationalMentoring), подразумевающее предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Практика показывает, что программы развития молодых сотрудников с высоким потенциалом в сочетании с такой моделью наставничества не только позволяют более полно раскрыть их способности, но и содействуют удержанию будущих лидеров компании.

КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО. Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Молодой педагогдолжен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Проблема состоит в нехватке личного общения, поэтому данная модель не подходит для молодых специалистов, нуждающихся в более тесном взаимодействии с наставником, но может быть с успехом применена, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития.

СКОРОСТНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО. Скоростное наставничество (от англ. SpeedMentoring) - это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - подопечный» («равный - равному»).

ФЛЭШ-НАСТАВНИЧЕСТВО. Флэш-наставничество (от англ. FlashMentoring) - это новая концепция наставничества. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению концепции профессиональной деятельности и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Флэш-наставничество имеет различные модификации: − Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный), которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. В качестве реализации модели флеш-наставничества могут выступать вебинары, круглые столы, семинары по обмену опытом, практические конференции и т.д.

Саморегулируемое наставничество - (от англ. Self-Directed Mentoring) подразумевает совершенно иной подход. Основное отличие
данной модели от традиционной состоит в том, что ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные педагоги во время педагогических советов или заседаний методических объединений добровольно выдвигают себя в список наставников. Очевидным преимуществом этой модели является то, что в этот список попадают только те, кто действительно имеет желание принять эту трудную и ответственную роль.

Командное наставничество (от англ. TeamMentoring) помогает в короткие сроки осуществить подготовку молодых специалистов. Два или более наставника работают вместе или по отдельности с одним подопечным или с группой, чтобы помочь достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты управленческой деятельности.

Очевидно, что работая в дуэте, и наставник и молодой учитель получаю бесценный опыт взаимодействия. Преимущества такой совместной работы заключаются в том, что педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного педагога, а, следовательно, и более строгий контроль за его практической профессиональной деятельностью.

В заключение хотелось бы отметить, что практическая значимость применения разных моделей наставничества заключается в комплексном подходе преодоления возможных трудностей адаптации молодого педагога в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы с позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых учителе к последующему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.