Введение
Современное образование ставит перед собой задачу не только передать знания учащимся, но и помочь им развить умение учиться самостоятельно. Один из ключевых аспектов данной проблемы - это использование современных эффективных технологий в образовательном процессе. В связи с введением обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), актуальной становится не только передача фактических знаний, но и развитие навыков самостоятельной работы и поиска информации.
В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации и множеством разнообразных образовательных возможностей. Поэтому важно не только уметь запоминать факты, но и уметь критически мыслить, анализировать информацию и находить нужные ответы самостоятельно.
Современные технологии, такие как интерактивные доски, компьютерные программы, онлайн образовательные платформы и мобильные приложения, открывают перед учащимися огромные возможности для самостоятельного обучения и исследований. Они делают процесс обучения более увлекательным, доступным и эффективным.
Поэтому важно разработать стратегию использования этих технологий в образовательном процессе, чтобы помочь детям не только усвоить новые знания, но и научить их учиться самостоятельно и постоянно развиваться. Такой подход позволит эффективно формировать умение учиться у младших школьников и готовить их к успешной жизни в информационном обществе.
1. Формирование у обучающихся умения учиться через понятия «навык» и «умение» в свете ФГОС НОО
Формирование умения учиться у младших школьников играет ключевую роль в их образовании и личностном развитии. Умение учиться включает в себя не только способность усваивать знания, но и навыки самостоятельного мышления, анализа, критического мышления, поиска информации, принятия решений и работу в команде.
Одним из важных компонентов умения учиться является критическое мышление. Это способность анализировать информацию, выявлять ложные утверждения, оценивать достоверность источников и вырабатывать собственное мнение. Развитие критического мышления позволяет младшим школьникам становиться самостоятельными и компетентными учениками.
Другим важным аспектом умения учиться является навык самостоятельного поиска информации. Современные технологии и доступ к интернету предоставляют детям огромное количество информации, и важно научить их правильно ориентироваться в этом информационном мире, фильтровать и выбирать нужные данные для решения поставленных задач.
Оценка информации и умение делать выводы также играют важную роль в формировании умения учиться. Детям необходимо научиться критически оценивать информацию, проверять ее достоверность, аргументировано обосновывать свои выводы и мнения.
Организация учебного процесса, планирование своей деятельности, работа в команде и развитие социальных навыков также важные аспекты формирования умения учиться у младших школьников. Ученикам необходимо научиться управлять временем, ставить цели, планировать свои действия, сотрудничать с одноклассниками и успешно работать в группе.
Современные технологии эффективно поддерживают процесс формирования умения учиться у младших школьников, обогащая образовательную среду и предоставляя новые возможности для саморазвития и самореализации детей. Использование интерактивных досок, компьютерных программ, онлайн платформ и мобильных приложений позволяет сделать обучение более интересным, доступным и эффективным, способствуя развитию ключевых навыков учебной самостоятельности у детей.
Совершенствование начального образования на современном этапе развития российского общества крайне актуально из-за множества обстоятельств.
Одним из таких обстоятельств, вызывающих несформированность умения учиться у учащихся, является усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности.
Важно отметить, что обучение базируется на субъект-субъектном взаимодействии ученика и учителя, причем ведущая позиция занимается системно-деятельностным подходом, поскольку личность развивается именно через деятельность.
Формирование у учащихся «умения учиться», то есть общеучебных навыков и способности самоорганизации деятельности, которые необходимы для решения учебных задач, должно являться результатом обучения в начальной школе.
Усовершенствование формирования умений и навыков учения у учащихся во многом зависит от единства взглядов учителей на сущность этих понятий. Общим признаком умений и навыков является готовность школьника к выполнению действий, которые приобретены через изучение способов учебно-познавательной деятельности.
В процессе формирования умений и навыков проявляются их различия. Умения развиваются через выполнение упражнений в переменяющихся обстоятельствах, при переносе методов действий в новую обстановку. В отличие от навыков, умения в целом не становятся всегда автоматизированными, поскольку в этом процессе важен поиск принципа решения задачи, основанный на связи известного с неизвестным. Поэтому действия, осуществляемые при помощи умений, всегда осознаваемы.
Навыки формируются через многократные упражнения в одинаковых условиях деятельности. При этом выполнение действий становится автоматическим, а контроль за ним осуществляется подсознательно. Это позволяет разгрузить мозг и облегчить выполнение сложной мыслительной задачи.
Умения и навыки подразделяются на различные категории, такие как обобщенные и частные, интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и другие. Важно различать их по доминирующему признаку, хотя деление умений на виды может быть условным, поскольку границы между ними не всегда четко выражены.
Понятие уровней развития умений учиться у учащихся базируется на оценке их когнитивных действий. Действие понимается как целенаправленное и осознанное действие, направленное на решение когнитивной задачи. В процессе обучения можно выделить различные виды действий учащихся, например, планирование текста, решение математических задач, проведение экспериментов и пр. Каждое из них может быть репродуктивным или продуктивным. Умения, формирующиеся через действия по образцу, относятся к репродуктивным, в то время как продуктивные умения развиваются в процессе самостоятельного приобретения знаний и методов обучения. Хотя деление умений на репродуктивные и продуктивные является условным, так как между ними существует взаимосвязь. В структуре обобщенного продуктивного умения можно найти более простые умения и навыки, имеющие репродуктивный характер, такие как умения чтения, письма, устного счета, рисунка и др.
Формирование универсальных учебных действий важно для того, чтобы учащиеся приобретали навыки самостоятельного обучения, критического мышления, решения проблем, коммуникации, творчества и другие ключевые умения, необходимые для успешной адаптации к меняющемуся миру.
Современный подход к обучению предполагает, что знания, умения и навыки должны формироваться через активное взаимодействие ученика со средой обучения, а не просто передаваться им учителем. Успешное усвоение материала происходит, когда учащийся активно применяет знания, умения и навыки в практической деятельности, и эти знания становятся ему доступными и применимыми в различных ситуациях.
Для формирования умения учиться у младших школьников важно создать стимулирующую обучающую среду, предоставить разнообразные учебные задания и дать возможность детям самостоятельно выбирать пути и способы достижения поставленных целей. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и помогать им развивать свои уникальные способности и умения.
2. Использование современных эффективных технологий, как средство формирования умения учиться у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимость использования современных образовательные технологий, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках разворачивается деятельность учеников.
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Анализируя существующее определение, можно выделить критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
- гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
- экономичность резерва учебного времени;
- оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в жатые промежутки времени;
- применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных материалов и оригинальных наглядных пособий
Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду;
- интенсификацию коммуникативной среды;
- развития личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору;
- охрану здоровья учащихся.
Образовательная технология - это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Образовательная технология легко вписывается в учебный процесс, позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности и четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Использование современных эффективных технологий в образовании имеет важное значение для формирования умения учиться у младших школьников в рамках обновленного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Рассмотрим, какие технологии могут быть использованы для развития учебных навыков у младших школьников в условиях обновленного ФГОС:
- Интерактивные доски и мультимедийные ресурсы: Использование интерактивных досок и мультимедийных ресурсов позволяет создавать увлекательные и интерактивные уроки, вовлекая детей в обучающий процесс. Взаимодействие с различными мультимедийными материалами способствует развитию внимания, памяти, логического мышления и других умений у младших школьников.
- Образовательные программы и приложения: Современные образовательные программы и мобильные приложения предлагают индивидуализированный подход к обучению, позволяя каждому ученику учиться в удобном для него темпе и в соответствии с его специфическими потребностями. Такие программы могут быть использованы для развития математических навыков, грамотности, логики, и других умений.
- Онлайн обучение: Образовательные платформы и онлайн курсы позволяют младшим школьникам получать доступ к разнообразным учебным ресурсам, видеоурокам, интерактивным заданиям и урокам в любое удобное для них время. Онлайн обучение способствует развитию навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности и обучения в интерактивной среде.
- Дистанционное обучение: В условиях обновленного ФГОС дистанционное обучение также становится важным средством формирования умения учиться у младших школьников. Он позволяет учащимся развивать навыки саморегуляции, самостоятельной работы, а также чувство ответственности за свое обучение.
Использование современных технологий в образовании помогает сделать учебный процесс более интересным, доступным и эффективным для младших школьников, способствуя формированию у них ключевых учебных умений, таких как самостоятельность, исследовательская активность, критическое мышление и т.д. Эти технологии совершенно вписываются в современную образовательную среду и могут быть успешно интегрированы в учебный процесс в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО.
В условиях обновленного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования важно использовать современные эффективные педагогические технологии для формирования умения учиться у младших школьников. Рассмотрим, какие педагогические технологии могут быть использованы в образовательной практике для развития учебных навыков и компетенций у младших школьников:
- Дифференцированный подход: Использование дифференцированного подхода позволяет учителям учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень подготовки, интересы и способности. Это помогает адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика и развивать его умение самостоятельно обучаться.
- Проблемно-поисковое обучение: Проведение учебных занятий на основе проблемно-поискового метода способствует развитию у младших школьников навыков анализа, самостоятельного поиска информации, решения задач и принятия решений, что важно для формирования умения учиться.
- Проектное обучение: Включение проектов в учебный процесс позволяет детям самостоятельно исследовать тему, работать в группе, презентовать результаты и принимать активное участие в учебном процессе. Проектная деятельность способствует формированию у учеников умения систематизировать знания, анализировать информацию и применять их на практике.
- Использование игровых технологий: Геймификация в образовании позволяет превратить уроки в увлекательные игры, где дети могут соревноваться, решать задачи и получать награды за достижения. Это способствует развитию мотивации к обучению, формированию умения работать в команде и улучшению учебной эффективности.
- Интерактивные методики обучения: Использование интерактивных методик, таких как использование интерактивных досок, мультимедийных материалов, онлайн платформ для обучения, позволяет сделать учебный процесс более интересным, вовлекающим и доступным для младших школьников.
Использование указанных выше современных педагогических технологий помогает учителям эффективно формировать умение учиться у младших школьников в рамках обновленного ФГОС НОО. Эти технологии способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков, саморегуляции, творческого мышления и других компетенций, необходимых для успешного обучения в современном образовательном пространстве. Педагоги, использующие современные педагогические технологии, могут создавать стимулирующую и поддерживающую обучающую среду, способствующую развитию умения учиться у младших школьников.
Заключение
В современном образовании важно использовать современные эффективные технологии для формирования умения учиться у младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО. Рассмотренные выше технологии, такие как интерактивные доски, образовательные программы, онлайн платформы, мобильные приложения, и другие, предоставляют широкий спектр инструментов для создания увлекательной, персонализированной и инновационной образовательной среды.
Интеграция современных технологий в учебный процесс позволяет реализовать принципы индивидуализации обучения, активизации учебной деятельности учащихся, стимулирования интереса к знаниям и развития умений саморегуляции и самостоятельной работы. Такой подход способствует формированию у младших школьников навыков и компетенций, необходимых для успешного обучения в современном информационно-технологическом обществе.
Использование современных педагогических технологий помогает учителям эффективно формировать умение учиться у младших школьников в рамках обновленного ФГОС НОО. Эти технологии способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков, саморегуляции, творческого мышления и других компетенций, необходимых для успешного обучения в современном образовательном пространстве. Педагоги, использующие современные педагогические технологии, могут создавать стимулирующую и поддерживающую обучающую среду, способствующую развитию умения учиться у младших школьников.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); / под ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Соловьёва Т.И. Современные педагогические технологии в начальной школе // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 684-686
- Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И.Ягодко// Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1. - С.36-38
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушкина. - Серия «Педагогическое образование». - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320с.