Представленное занятие может быть использовано педагогом-психологом при проведении адаптационных занятий с первоклассниками, а также классным руководителем в начале учебного года для знакомства с учениками, закрепления школьных правил.
Цель: содействие школьной адаптации учащихся первых классов.
Задачи:
- содействие осознанию позиции школьника;
- формирование навыков сотрудничества и взаимодействия;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование позитивной установки на школу;
- развитие творческой активности, воображения;
- создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Участники: учащиеся первых классов начальной школы (6-7 лет).
Форма работы: групповая.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материалы к занятию: мяч или мягкая игрушка, бумага, карандаши, фломастеры, доска, мел, магниты для выставки рисунков.
Ход занятия
Ведущий представляется, рассказывает о цели и задачах занятий: «Мы будем играть в игры и выполнять разные упражнения, с помощью которых вы узнаете что-то новое о себе и своих одноклассниках, будете учиться общаться, сотрудничать, выполнять вместе общее дело, мы поговорим о школе, школьных предметах».
1. «Знакомство»
Необходимые материалы: мяч (если нет, можно использовать мягкую игрушку).
Участники встают в круг и кидают друг другу мяч, называя перед броском свое имя, затем по сигналу ведущего - имя того, кому бросают мяч. Если кто-то забыл имя одного из участников, он может тактично попросит повторить. Ведущий тоже принимает участие в упражнении.
2. «Урок и перемена»
Ведущий называет какое-то дело. Если это можно делать на уроке, участники поднимают вверх правую руку, если на перемене - левую, если это нельзя делать в школе, участники руку не поднимают.
- Писать в прописи (правая рука)
- Играть (левая рука)
- Завтракать (левая рука)
- Разговаривать с соседом по парте (левая рука)
- Бегать (руки не поднимать)
- Писать на доске (правая рука)
- Драться (руки не поднимать)
- Внимательно слушать учителя (правая рука)
- Решать примеры по математике (правая рука)
- Ходить по классу (левая рука)
- Сидеть за партой (правая рука)
- Учиться (правая рука)
3. «Наши уроки»
Ведущий называет какую-нибудь науку или школьный предмет. Если такой предмет изучают в первом классе, детям надо хлопнуть в ладоши. Каждый правильно угаданный предмет записывается на доске печатными буквами.
4. «Какой урок важнее»
Ведущий просит учеников посмотреть на доску, на которой записаны предметы, изучаемые в первом классе. Затем предлагает высказать свои предположения - зачем надо изучать каждый предмет, как он пригодиться в жизни.
5. «Рисунок»
Необходимые материалы: по два листа бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры для каждого участника.
Ведущий предлагает участникам нарисовать два рисунка: «Я до школы» и «Я - школьник»: «Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори». Время выполнения задания ограничено (примерно - 10 минут), в процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось.
Устраивается выставка рисунков «Теперь мы - школьники». Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Подводится итог, что школьник - это человек, у которого есть новые дела и обязанности, новые правила, которые необходимо соблюдать.
Список литературы
- Фоппель К. Групповая сплоченность. - М.: Генезис, 2010.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2014.
- Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. - М.: «Перспектива», 2001.