Выявление и создание условий для развития одарённых детей

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: одаренные дети


Часто про одарённых детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия.

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школах достаточно. Но если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.

Одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Одной из наиболее популярных теоретических моделей одарённости является концепция, разработанная американским исследователем Дж.Рензулли. Он считает, что одарённость состоит из трёх основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Основная цель при работе с одарёнными (и не только одарёнными) детьми - превратить задатки в способности.

Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одарённых детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектные, исследовательские работы);
  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Я много беседую с талантливыми ребятами, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.

Слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для этого я много работаю над собой, стараюсь самосовершенствоваться.

Начиная новый учебный год, обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?»

У меня есть своя методика, свои приёмы.

На своих уроках, консультациях и практических занятиях я развиваю следующие практические умения:

  • работа со справочниками;
  • написание проекта;
  • написание научно-исследовательской работы;
  • написание конкурсного эссе;
  • выдвижение гипотез;
  • комплексный анализ текста (дидактические материалы);
  • выполнение нестандартных заданий по лексической стилистике;
  • решение лингвистических задач;
  • написание лингвистических и литературоведческих диктантов.

Я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя

доклады, сообщения по самым разным темам, благодаря которым нацеливаю учащихся на интересную работу, помогающую в выборе профессии.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по русскому языку и литературе.

Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися в моей практике являются олимпиады, подготовку к которым я провожу в течение всего учебного года.

Мои учащиеся ежегодно участвуют в олимпиадах по русскому языку и литературе, занимая призовые места. Среди них: Кадыкова Анастасия, Гришаева Елизавета, Белоусова Анна, Куандыкова Анара, Крылова Марина, Прохорова Ксения, Спартова Алина, Король Ирина, Боровинская Есения.

В апреле 2015 года в областном творческом конкурсе эссе «PRO медицину» приняла участие Крылова Марина, представившая свои рассуждения на тему перспектив и развития медицины. Для вручения сертификата девочка с законными представителями была приглашена в г. Тюмень. Её работа опубликована на сайте http://trmo.ru/essay/2015/.

Во Всероссийском творческом (дистанционном) конкурсе «Проба пера» на молодёжных Дельфийских играх - 2016 года Дипломом победителя удостоен Мордасов Станислав.

Творческий коллектив «САМ - студия актёрского мастерства» награждён Дипломом победителя в муниципальном фестивале театральных постановок «Премьера - 2016» (Д.И.Фонвизин «Недоросль»), а также Дипломом победителя в муниципальном фестивале театральных постановок «Премьера - 2017» (И.С.Тургенев «Бежин луг»).

Работа с талантливыми детьми осуществляется через приобщение их к проектной и исследовательской деятельности. Мордасов Станислав награждён Дипломом III степени за победу на муниципальном этапе научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее - 2015» с работой «Психологическая картина фронтовых будней под Ржевом в повести В.Кондратьева «Сашка». Басова Ирина награждена Дипломом I степени за победу на муниципальном этапе научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее - 2017» в номинации «Юниор» с работой «Война 1812 года в произведениях А.С.Пушкина».

Ежегодно ребята принимают участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика». Победителями школьного, районного и областного этапа с 2012 по 2017 год становились: Прохорова Ксения, Рудэ Никита (учитель Квашнина В.Н.), Косовец Наталья.

Большие горизонты раскрыл детям творческий конкурс «Мы о России будем говорить». Рудэ Никита (учитель Квашнина В.Н.), Косовец Наталья, Сидорова Виктория, Баранникова Дарья (учитель Садуп А.А.), Нестеров Кирилл (учитель Локшина Т.Ф.) стали победителями районного конкурса чтецов. На зональном этапе в г. Ишиме в число победителей вошли: Рудэ Никита и Косовец Наталья. Эти ребята защищали честь Сорокинского района на областном конкурсе чтецов в г. Тюмени.

Во Всероссийском конкурсе эссе об А.С.Пушкине приняли участие: Щербакова Дарья, Король Ирина, Спартова Алина, Басова Ирина, Чечулина Елизавета, Крылова Марина.

Учащиеся 5-11 классов охотно участвуют в турнире «ОРФО - Эверест», совершенствуя свои знания орфографии русского языка. Среди самых успешных можно отметить Косовец Наталью, Спартову Алину, Крылову Марину, Фисунова Дмитрия, Одышеву Любовь, Прохорову Ксению, Голендухина Егора.

Команды 7-9 классов охотно принимают участие в районном конкурсе «Эрудит», пополняя копилку класса, школы, района Дипломами победителей.

В этом году впервые учащихся 5-11 классов, выражая неравнодушное отношение к вопросам экологии, участвовали во Всероссийском экологическом диктанте.

Разнообразие видов учебной деятельности школьников, имеющихся в моём арсенале, помогает мне делать учебный процесс каждый раз новым. Это полезно и хорошо известно, новизна организаций - мощный стимул возникновения и поддержания интереса к знаниям.

Мне, как педагогу, остаётся направить немалые усилия с нужное русло, чтобы из каждой искры разгорелось пламя.