Конспект урока в 9-м классе по предмету Домоводство для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Цель: обобщить знания детей о семейных традициях и праздниках, подготовительных мероприятиях к празднику, последовательности действий при сервировке стола, о правилах этикета.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей по темам «традиционные праздники в семье», «посуда», «сервировки стола», «продукты», «составление списка продуктов», «правила поведения в гостях»;
- увеличить и закрепить словарный запас по данным темам;
- активизировать речевую деятельность.
Развивающие:
- развить внимание, память, мелкую и общую моторику;
- объединить координацию движений с речью;
- развить творческий потенциал: фантазию, наблюдательность;
- развить положительные эмоции.
Воспитательные:
- подготовить к самостоятельной жизни и труду;
- сформировать навыки общения;
- воспитать эстетическое сознание;
Необходимый инвентарь и оборудование: Карточки продуктов для составления списка покупок (Приложение 1), листочки по количеству учеников бумаги для составления списка продуктов, интерактивная доска, карточка сервировки стола, мячик, предметы сервировки стола (тарелка, стакан, салфетки, чашка, заварочный чайник, столовые приборы, скатерть), наглядная схема сервировки.
Ход урока
Игровой блок
Учитель: Предлагаю, ребята, подумать, что нам потребуется для проведения Дня рождения. Какие продукты вы запишите в свой список покупок?
Игра «Составь список покупок»
Дети сортируют карточки с продуктами и определяют, какие продукты необходимо купить (торт, фрукты, конфеты, чай). Наклеивают картинки на лист бумаги, составляя список покупок.
Учитель: Все дети любят сладкое. Мы все с вами знаем, что много конфет есть вредно. На День рождения мы можем себе позволить съесть немного сладкого. Я буду загадывать загадки про сладости, а вы отгадывать.
Сладкие загадки
- Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)- Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. (Мороженое)- Взбитых сливок облака,
Как воздушная река,
Вкусом покоряет мир
Пушистый сладенький… (зефир)- Можно что-нибудь испечь
Для знакомства и для встреч,
Подружиться чтоб помог,
Сладкий испеку… (пирог)- Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай по шире рот,
Ешь душистый, сладкий… (Мёд)
Теоретический блок
Учитель: Прежде чем встречать гостей, необходимо повторить правила поведения. Я буду кидать каждому мячик, и тот, кто поймает должен ответить на мой вопрос «да» или «нет».
- Можно ли прыгать в гостях на диване? - Нет.
- А рассказывать стихи? - Да.
- Есть руками торт? - Нет.
- Петь песни и рассказывать стихи? - Да.
- Вытирать руки о скатерть? - Нет.
- Вытирать рот салфеткой? - Да.
- Можно ли грубить в гостях? - Нет.
- Нужно быть вежливым? - Да.
Молодцы, ребята!
Учитель: А какие правила хорошего поведения вы еще знаете? (ответы: не разговаривать с набитым ртом, не кричать, не перебивать собеседника, не ставить локти на стол и т.д.)
Блок физкультминутки
Учитель: А что же обычно делают на Дне рождения, ребята?
Варианты ответов детей: едят торт, пьют чай, поздравляют именинника, поют песенки, дарят подарки.
Учитель: И еще, ребята, на таком празднике, как День рождения можно танцевать. Может, и мы с вами потанцуем под веселую песенку?
Физкультминутка
Под песенку «С Днем рождения и я, и я поздравляю тебя» детской музыкальной группы Барбарики дети повторяют за учителем простые движения.
Практический блок
Сервируем стол
На демонстрационном столе разложены столовые приборы и схема сервировки.
Учитель: Нам осталось с вами сервировать праздничный стол и пригласить гостей. По схеме сервировки стола необходимо расставить посуду и столовые приборы. Что нам для этого потребуется? Посмотрите внимательно, какие из этих предметов нам необходимы.
На демонстрационном столе расставлены предметы: тарелка, стакан, салфетки, чашка, заварочный чайник, столовые приборы, скатерть.
Ребята выбирают нужные предметы согласно схеме и сервируют на стол.
Подведение итогов
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня определили список покупок, повторили правила поведения, успели потанцевать, сервировать стол. Вы все молодцы и справились с подготовкой ко Дню рождения!
Использованные материалы
- Открытые источники Интернета.
- Сладкие загадки https://po-ymy.ru/zagadki-pro-sladosti-dlya-detej.html
- Картинки продуктов для списка покупок https://nsportal.ru/node/3812591
- Песня «С Днем рождения и я, и я поздравляю тебя» детской музыкальной группы Барбарики.