Цель:
- развивать интеллектуальные способности учащихся;
- прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкознании.
Вступительное слово учителя:Добрый день уважаемые гости. Сегодня мы предлагаем вам игру-соревнование «Тайны русского языка», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания.
Как вы думаете почему мы именно сегодня проводим эту игру?
Дети отвечают: неделя «русского языка».
- Правильно, ребята, и сегодня мы с вами на игре, посвященной неделе «русского языка».
В нём примут участие две команды. Участники должны проявить эрудицию, остроумие, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
АланаПравила игры: В каждом раунде будут разыгрываться баллы. Время на обсуждение - 30 секунд. В случае, если у команды нет правильного ответа, балл не дается. Балл не начисляется при невыполнении условий турнира: выкрики, нарушение дисциплины, неправильные ответы.
Оценивать наше соревнование будет жюри (представляет состав жюри).
Учитель: Давайте познакомимся с нашими командами. Капитанов прошу представить команды.
Капитан первой команды: Наша команда - «Знайки».
Девиз:
Мы стремимся все узнать:
Слушать, слышать, понимать.
Где? Зачем? И почему?
Все узнаю, все пойму!
2 команда - «Знатоки»
Девиз:
Мы пытливые умы!
Мы - команда «Знатоки»,
Мы твердим: «Не унывать!
Все пройти и все узнать»!
Лейла Лериевна: Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык - удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
1. Конкурс «Найдите способ прочитать написанное»
Это будет девиз нашей игры. Задание раздать на карточках. За правильное решение команда получает 5 баллов.
QWУNЧLИZТJЬZHСVЯ - ВNIСDЕ4ГVДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWСQЯ.
(Учиться - всегда пригодится).
Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.
Алана Витальевна
2. Конкурс «Блиц-опрос»
(Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
Поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.
За каждый правильный ответ 1 балл:
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
- Какой знак препинания чаще всего ставится в конце предложения? (Точка)
- Как обозначается звук на письме? Каким значком? (Буквой)
- Назовите слово из двух слогов?
- Какие две буквы не обозначают звука?
- .Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
- Чем заканчиваются день и ночь? (Ь)
- Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)
- Комната для занятий в школе. (класс)
3. «Кто больше?»
Лейла: Составить из букв слова ТРАНСПОРТ как можно больше других слов и записать их. Слова должны отвечать на вопросы кто? или что?
Та команда, которая составит больше слов, получает два балла.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
Алана Витальевна
4. "Удвоенные согласные" (блиц) (устно)
Замените следующие словосочетания одним словом.
- Товарищ по работе. (Коллега)
- Популярная игра на льду. (Хоккей)
- Спортивный бег. (Кросс)
- Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент)
- Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации)
Лейла
5. «Грамотей»
Перед вами листочки и ручки. Сейчас вы напишите на этих листочках диктант. Каждый участник команды пишет только два слова и передаёт листок и ручку следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимается 1 балл. Будьте внимательны!
Текст
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
Алана
6. Конкурс «Доскажи пословицу»
(устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним.
(Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл.)
- Что посеешь, … (то и пожнешь).
- Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
- Кончил дело - … (гуляй смело).
- Волков бояться - … (в лес не ходить).
- С кем поведешься - … (от того и наберешься).
- Как аукнется - … (так и откликнется).
- За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
- Тяжело в учении - … (легко в бою).
- Любишь кататься - …(люби и саночки возить).
- Учение - свет, … (а неученье - тьма).
- Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
- Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
Лейла
7. Конкурс "Синтаксический"
Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:
- 1 команда М
- 2 команда Н
Например: Петр Павлович Перов пригласил постоянных посетителей прийти поесть пышных пирогов.
Алана
8. Конкурс капитанов «Исправь ошибки»
(3 балла)
Исправить ошибки в тексте:
Луна освещяла лисную чящю. в трове трищяли кузнечики.
На дачи жывёт маленкая сабачька. В чяще щебечют птицы. (13 ошибок)
Заключительное слово учителя: Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны: обогащать свой словарный запас; укреплять грамотность; повышать языковую культуру; любить и беречь русский язык.
Итак, друзья, пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
И никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.