Конспект урока по русскому языку "Части речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, части речи


Цели:

  • Повторить изученный материал по теме «Части речи».
  • Развивать умение применять изученные орфограммы.
  • Формировать самостоятельное мышление учащихся.
  • Формировать познавательные интересы учащихся.
  • Развивать речь учащихся.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Проектор
  • Карточки с заданиями
  • Шкатулка
  • Памятки, монетки

Педагогические технологии: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок
Всё ли у нас готово на урок?
Все ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
«Все, что надо - под рукой!».

- Давайте вспомним, ПРАВИЛА РАБОТЫ НА УРОКЕ:

  1. Правило поднятой руки.
  2. Не повторять уже сказанное.
  3. Не перебивать, выслушивать ответы одноклассников.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадочке число, классная работа.

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

1.

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (автобус)

2.

Неживая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт. (дорога)

3.

Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик.
И к тому же заодно,
Демонстрирует кино. (телевизор)

4.

Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.(вагон)

5.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами
Отливает серебром. (самолёт)

6.

Что по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно? (электричество)

7.

Живет в берлоге он в лесу,
Пугает волка и лису,
Любит ягоды и мед,
Косолапо он идет (медведь)

8.

У него красив наряд,
Больше всех он солнцу рад.
Во все горло во весь дух.
На заре кричит. (петух)

- Проверьте, пожалуйста, работу! Для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите ручку с зелёной пастой. Исправляем ошибки. (если всё верно - на полях ставим восклицательный знак)

4. Работа по теме урока

- В минутке чистописания я зашифровала тему урока. Кто догадался: о чём мы сегодня будем говорить? (Части речи)

- С какими частями речи мы уже познакомились?

(на доске появляется запись:

ЧАСТИ РЕЧИ

  • существительное
  • глагол
  • прилагательное
  • местоимение
  • наречие
  • союз
  • предлог

- Что мы знаем об этих частях речи? Поработайте в группах.

- Ваша задача записать на листочке, что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает. (1 группа - имя существительное, 2 группа - имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, 3 группа - глагол, 4 группа - местоимение)

(представитель каждой группы выходит к доске и рассказывает о своей части речи)

- Какой частью речи являются записанные в словарной работе слова? (сущ.)

- Теперь немного отдохнём и поиграем в игру «Кто знает, тот дальше продолжает»

- Я называю слово, а ваша задача назвать противоположное слово. А как называются слова с противоположным значением? (антонимы).

Молодой - старый, быстрый - медленный, храбрый - трусливый, голодный - сытый, белый - чёрный, яркий - тусклый, вредный - полезный, больной - здоровый, грязный - чистый, горячий - холодный, громкий - тихий, узкий - широкий, высокий - низкий, тёмный - светлый, хороший - плохой, толстый - худой, сладкий - горький, длинный - короткий, злой - добрый.

- Какой частью речи являются названные слова? (прилаг.)

- А сейчас догадайтесь, о какой части речи говорится в загадках?

Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в конфеты -
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Она и с существительным живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде:
Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.
(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела УХОЖУ с головой.
Задачи РЕШАЮ, на скрипке ИГРАЮ,
Сынишку соседки в коляске КАТАЮ.
Я пряжу МОТАЮ, и хлеб ПОКУПАЮ,
На стадионе голы ЗАБИВАЮ.
Укроп ПОЛИВАЮ, кусты ПОДСТРИГАЮ
И чисто-пречисто весь двор ПОДМЕТАЮ.
Дорожки в саду я песком ПОСЫПАЮ,
А после работы в тени ОТДЫХАЮ.
(ГЛАГОЛ)

На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу.
До дороги добегу,
Там подземный переход.
От дороги кот идет.
У дороги - поворот.
Над дорогой - облака.
Шел к дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем с мамой на попутке.
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло.
В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли ...
(ПРЕДЛОГИ)

А, но, да, ни-ни, то-то,
Также, тоже, и, зато,
То есть, что, если, когда -
Меня запомнить не беда.
Цель моего служения:
Связь членов предложения.
Вася пас коров и коз
И нарвал букет из роз.
И сами предложения
Свяжу без сожаления.
Старый крот живет в норе,
А пес воет в конуре,
А вот белка спит в дупле,
То есть все они в тепле.
Очень важный карапуз,
Называюсь я ... (СОЮЗ)

Применяем все мы это
Вместо имени предмета.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(МЕСТОИМЕНИЕ)

- Молодцы! Правильно! А сейчас давайте запишем предложение в тетрадь.

Росла в лесу дикая яблоня.

- Разберите его по членам предложения, подпишите части речи.

- Ребята, а как отличить предлог от приставки?

(Предлог пишется со словом раздельно, а приставка - слитно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).

- А теперь самостоятельная работа-игра «В свои ворота».

Ваша задача распределить слова в правильную колонку.

  • 1 ряд записывает ГЛАГОЛЫ.
  • 2 ряд записывает ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
  • 3 ряд записывает СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Снег, яркий, искрится, красивая, поёт, девочка, шуршат, листья, осенние, доктор, лечит, добрый, ученик, читает, прилежный.

- Параллельно у доски работают три ученика. (На доске три кота с коробками. Нужно правильно распределить слова по коробкам.)

- Проверяем, что у нас получилось.

- Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что? (имя сущ.)

- Какая часть речи отвечает на вопрос Что делать? (глагол)

- Какая часть речи отвечает на вопрос Какой? (имя прилаг.)

- Молодцы. А сейчас разгадайте ребус. (шкатулка)

- Нам нужно открыть шкатулку. Чтобы её открыть, необходимо снять замок. Для этого нужно придумать предложение к схеме: Глаг. + прилаг. = сущ.!

(Закончился учебный год! Началась новая четверть! Приближается прекрасный вечер! Заканчивается третья четверть. Начнётся новая четверть.)

5. Рефлексия

- Итак, ребята, используя слова на слайде (доске), давайте подведём итог нашего урока.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ…. БЫЛО ТРУДНО…. ВСЁ ПОНЯТНО….

- Открываем шкатулку. В ней ирис «Золотой ключик» (сохранит нам хорошее настроение, поможет открыть дверь к новым тайнам русского языка)
Монетки: ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (ребёнок выбирает себе монетку, оценивая свою работу на уроке).

6. Домашнее задание

Повторить все изученные правила по частям речи. Записать в тетрадь

(В оставшееся время: собери пазлы)