Цель: закрепление и обобщение полученных знаний полученных в течение года.
Обучающие задачи:
- Совершенствовать навыки в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.
- Содействовать усвоению дней недели, времен года, месяцев.
- Закреплять умение называть, последующее, предыдущее число к названному.
- Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
- Содействовать овладению «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения; измерять длину предметов с помощью условной меры.
- Закреплять представления о весе предметов.
- Актуализировать знания детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах 10 путём однозначных чисел, и составлять их решение с помощью цифр; закрепить умение выделять части.
- Содействовать овладению составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления.
- Развивать смекалку, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, активность, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование цифр, схем, букв).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Формы и методы:
- Работа в группах
- Индивидуальная работа
- Работа в командах
Оборудование: конверт с письмом от царицы «Заниматики», картинка Чебурашка, магнитные цифры, мяч, буквы, домики для состава чисел, счетные палочки.
Демонстрационный материал: схемы для составления арифметических задач и измерения длины дороги.
Раздаточный материал: двух полосные карточки, карточки с насекомыми (бабочка, божья коровка) по 11 шт. на каждого ребенка; простые карандаши, листы бумаги для соединения цифр; листы бумаги в клетку - на каждого ребенка. Раскраски на каждого ребенка.
Предварительная работа: решение простых арифметических задач, решение логических задач.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка и принес письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Заниматика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался мальчишка - шалунишка. Он разрушил мой город, совершенно не знает цифр. Этот мальчик решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем царстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Ребята, если вы не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь!
Ваш друг Царица Заниматика».
Воспитатель: «Ну что, ребята, поможем Царице Заниматике навести порядок в её царстве!
И Чебурашка вместе с нами отправиться в эту страну, он тоже хочет помочь. Но, чтобы вернуться из страны «Заниматики, вы должны справиться со всеми испытаниями.
За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать по букве от Чебурашки и когда соберете все буквы, то сможете узнать, какое слово зашифровала для вас Царица Заниматика.
Задание №1.
Вначале мы с вами немного поиграем:
- Назовите порядковый счёт от 1 до 20.
- А теперь обратный счёт от 20 до 1.
- Назовите предыдущее число числа 8, 13.
- Назовите последующее число числа 14 ,19.
- Сколько всего времён года? (4)
- Сколько месяцев году? (12)
- Сколько дней в неделе? (7)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вам понравилось играть? А вот и первая буква. (С)
Страна «Заниматика» находится очень далеко, а на чём мы с вами туда отправимся, вы узнаете, когда выполните задание.
Задание №2. «САМОЛЁТ»
- Перед вами листок бумаги, а на нем написаны цифры. Возьмите карандаши, соедините цифры по порядку, и мы узнаем, на чём можно добраться до страны «Заниматики».
- Правильно, мы полетим на самолёте. Вы справились со вторым заданием, и получаете от Чебурашки вторую букву. (П)
Задание №3. «ДЛИНА ДОРОГИ»
На плане 2 дороги.
Чтобы нам быстрее долететь до математической страны, нам нужно добраться из детского сада до аэропорта.
- Какую дорогу мы выберем: длинную или короткую?
- А как мы с вами можем узнать, какая дорога короче, что нужно сделать? (Измерить)
- Чем можно измерить длину дороги на плане? (С помощью условной меры)
- Что можно использовать в качестве меры? (Счетную палочку)
(Начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо. У конца меры нужно поставить отметку карандашом и продолжить измерение.)
- Сколько раз мера уложилась в длине верхней (нижней) дороги?
- Какая дорога короче? А какая длиннее?
- На сколько условных мер верхняя дорога короче нижней?
- Какую дорогу выберем верхнюю или нижнюю?
Молодцы, вы справились с третьим испытанием, и получаете третью букву от Чебурашки. (А)
Задание №4. «ЛОГИКА»
- Ну что, полетели? Руки в стороны в полет отправляем самолет.
А чтобы нам не было скучно во время полёта, мы выполним следующее задание. Слушайте внимательно:
- Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (1 ребёнок)
- Стоит в поле дуб, на дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (0 яблок)
- Что едят крокодилы на северном полюсе? (Не живут)
- Что тяжелее, килограмм железа или килограмм ваты? (=)
Молодцы, ребята. Вот у нас появилась еще одна буква. (С )
Задание №5 «Прекрасная поляна»
Воспитатель: Ребята, полетели дальше? Мы с вами прилетели на «Прекрасную поляну». Посмотрите, какие красивые насекомые.
Подвиньте к себе карточку с двумя полосками и:
- Выложите на верхнюю полоску 10 бабочек. - Сосчитайте! Сколько бабочек на верхней полоске?
- А на нижнюю полоску столько стрекоз, чтобы было на 1 меньше. - Сосчитайте! Сколько на нижней полоске стрекоз (9)
- У всех так получилось?
- Чего больше? На сколько?
- Чего меньше? На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (уравнять)
- Как мы можем уровнять? (добавить, убавить)
- Сделайте каждый свой вариант.
(Дети уравнивают предметы разным способом)
Воспитатель: Молодцы! Вы получаете букву: (И)
- Ребята, прежде чем продолжить наш полёт, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. «Самолет»
Руки в стороны - в полет (руки в стороны)
Отправляем самолет (круговые движения руками)
Правое крыло вперед (правую руку вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вперед)
Раз, два, три, четыре - (прыжки на месте)
Полетел наш самолет (бег вокруг себя на месте)
Задание №6 «ЦАРСТВО ЗАДАЧ»
Посмотрите, мы прилетели в - Царство задач природы. Царство и для вас приготовило задачи. Ребята, давайте вспомним:
- Сколько частей в задаче? (4)
- Как называется 1,2,3,4 часть?
А сейчас будет работа по командам. Каждая команда составит свою задачу, по схеме:
Схема № 1:
- Кто составит условие задачи?
- Какой вопрос мы можем задать?
- Давайте решим эту задачу. К 7 прибавить 3 = 10
- Кто даст полный ответ на вопрос задачи?
- С помощью какого арифметического действия вы решили задачу? (сложения)
Схема № 2:
- Кто составит условие задачи?
- Какой вопрос мы можем задать?
- Давайте решим эту задачу. От 10 отнять 1= 9
- Кто даст полный ответ на вопрос задачи?
- С помощью какого арифметического действия вы решили задачу? (вычитания)
Молодцы, ребята! Вы получаете следующую букву от Чебурашки. (Б)
Задание №7. «СОБАКА»
Воспитатель: Ребята, полетели дальше?
Вот мы и прилетели в страну Царицы «Заниматики»!
Но подойти к царству не так-то просто, его охраняют. Что бы узнать, кто охраняет царство, необходимо выполнить задание, а сначала поиграем с пальчиками:
Пальчиковая гимнастика (В воздухе)
Пошли пальчики гулять,
А вторые - догонять.
Третьи пальчики - бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.
Воспитатель: Возьмите лист бумаги в клетку и карандаш.
У вас у каждого стоит красная точка. (Она должна быть с левой стороны от вас.) От этой точки мы будем выполнять задание дальше.
2 - вверх, 2 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 3 - вниз, 3 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 5 - вниз, 2 - влево, 2 - вверх, 1 - влево, 2 - вниз, 2 - влево, 4 - вверх, 2 - влево.
- Кто же охраняет это царство? (Собака.)
- Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и получаете следующую букву: (О)
Задание №8. «ДОМА»
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые дома находятся в этом царстве - государстве. В них живут удивительные жители - цифры?
Ребята, нужно заселить окошки домов цифрами так, чтобы в каждом (левом и правом ряду) сумма чисел была равна числу на крыше дома?
- Как составили число 9; число (10)?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и получаете последний знак: (!)
Воспитатель: Какое получилось слово? «Спасибо!»
Это Царица «Заниматика» вас благодарит.
Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие в страну «Заниматика»
- С каким героем мы сегодня путешествовали?
- Скажите, что вам больше всего понравилось?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Ну, а теперь, ребятки, самое интересное:
Царица «Заниматика приготовила для вас подарок за вашу помощь. Вот вам картинки. Вы их раскрасите и узнаете, кто же с ней ещё живет в замке.
А сейчас пора нам с вами возвращаться в детский сад.
«Руки в стороны в полет отправляем самолет!»