Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие Чебурашки в страну Заниматики!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: закрепление и обобщение полученных знаний полученных в течение года.

Обучающие задачи:

  • Совершенствовать навыки в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.
  • Содействовать усвоению дней недели, времен года, месяцев.
  • Закреплять умение называть, последующее, предыдущее число к названному.
  • Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
  • Содействовать овладению «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения; измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Закреплять представления о весе предметов.
  • Актуализировать знания детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах 10 путём однозначных чисел, и составлять их решение с помощью цифр; закрепить умение выделять части.
  • Содействовать овладению составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления.
  • Развивать смекалку, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям, активность, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование цифр, схем, букв).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Формы и методы:

  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа
  • Работа в командах

Оборудование: конверт с письмом от царицы «Заниматики», картинка Чебурашка, магнитные цифры, мяч, буквы, домики для состава чисел, счетные палочки.

Демонстрационный материал: схемы для составления арифметических задач и измерения длины дороги.

Раздаточный материал: двух полосные карточки, карточки с насекомыми (бабочка, божья коровка) по 11 шт. на каждого ребенка; простые карандаши, листы бумаги для соединения цифр; листы бумаги в клетку - на каждого ребенка. Раскраски на каждого ребенка.

Предварительная работа: решение простых арифметических задач, решение логических задач.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка и принес письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Заниматика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался мальчишка - шалунишка. Он разрушил мой город, совершенно не знает цифр. Этот мальчик решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем царстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Ребята, если вы не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь!

Ваш друг Царица Заниматика».

Воспитатель: «Ну что, ребята, поможем Царице Заниматике навести порядок в её царстве!

И Чебурашка вместе с нами отправиться в эту страну, он тоже хочет помочь. Но, чтобы вернуться из страны «Заниматики, вы должны справиться со всеми испытаниями.

За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать по букве от Чебурашки и когда соберете все буквы, то сможете узнать, какое слово зашифровала для вас Царица Заниматика.

Задание №1.

Вначале мы с вами немного поиграем:

  1. Назовите порядковый счёт от 1 до 20.
  2. А теперь обратный счёт от 20 до 1.
  3. Назовите предыдущее число числа 8, 13.
  4. Назовите последующее число числа 14 ,19.
  5. Сколько всего времён года? (4)
  6. Сколько месяцев году? (12)
  7. Сколько дней в неделе? (7)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вам понравилось играть? А вот и первая буква. (С)

Страна «Заниматика» находится очень далеко, а на чём мы с вами туда отправимся, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание №2. «САМОЛЁТ»

- Перед вами листок бумаги, а на нем написаны цифры. Возьмите карандаши, соедините цифры по порядку, и мы узнаем, на чём можно добраться до страны «Заниматики».

- Правильно, мы полетим на самолёте. Вы справились со вторым заданием, и получаете от Чебурашки вторую букву. (П)

Задание №3. «ДЛИНА ДОРОГИ»

На плане 2 дороги.

Чтобы нам быстрее долететь до математической страны, нам нужно добраться из детского сада до аэропорта.

  • Какую дорогу мы выберем: длинную или короткую?
  • А как мы с вами можем узнать, какая дорога короче, что нужно сделать? (Измерить)
  • Чем можно измерить длину дороги на плане? (С помощью условной меры)
  • Что можно использовать в качестве меры? (Счетную палочку)

(Начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо. У конца меры нужно поставить отметку карандашом и продолжить измерение.)

  • Сколько раз мера уложилась в длине верхней (нижней) дороги?
  • Какая дорога короче? А какая длиннее?
  • На сколько условных мер верхняя дорога короче нижней?
  • Какую дорогу выберем верхнюю или нижнюю?

Молодцы, вы справились с третьим испытанием, и получаете третью букву от Чебурашки. (А)

Задание №4. «ЛОГИКА»

- Ну что, полетели? Руки в стороны в полет отправляем самолет.

А чтобы нам не было скучно во время полёта, мы выполним следующее задание. Слушайте внимательно:

  • Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
  • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (1 ребёнок)
  • Стоит в поле дуб, на дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (0 яблок)
  • Что едят крокодилы на северном полюсе? (Не живут)
  • Что тяжелее, килограмм железа или килограмм ваты? (=)

Молодцы, ребята. Вот у нас появилась еще одна буква. (С )

Задание №5 «Прекрасная поляна»

Воспитатель: Ребята, полетели дальше? Мы с вами прилетели на «Прекрасную поляну». Посмотрите, какие красивые насекомые.

Подвиньте к себе карточку с двумя полосками и:

  • Выложите на верхнюю полоску 10 бабочек. - Сосчитайте! Сколько бабочек на верхней полоске?
  • А на нижнюю полоску столько стрекоз, чтобы было на 1 меньше. - Сосчитайте! Сколько на нижней полоске стрекоз (9)
  • У всех так получилось?
  • Чего больше? На сколько?
  • Чего меньше? На сколько?
  • Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (уравнять)
  • Как мы можем уровнять? (добавить, убавить)
  • Сделайте каждый свой вариант.

(Дети уравнивают предметы разным способом)

Воспитатель: Молодцы! Вы получаете букву: (И)

- Ребята, прежде чем продолжить наш полёт, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. «Самолет»

Руки в стороны - в полет (руки в стороны)
Отправляем самолет (круговые движения руками)
Правое крыло вперед (правую руку вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вперед)
Раз, два, три, четыре - (прыжки на месте)
Полетел наш самолет (бег вокруг себя на месте)

Задание №6 «ЦАРСТВО ЗАДАЧ»

Посмотрите, мы прилетели в - Царство задач природы. Царство и для вас приготовило задачи. Ребята, давайте вспомним:

  • Сколько частей в задаче? (4)
  • Как называется 1,2,3,4 часть?

А сейчас будет работа по командам. Каждая команда составит свою задачу, по схеме:

Схема № 1:

  • Кто составит условие задачи?
  • Какой вопрос мы можем задать?
  • Давайте решим эту задачу. К 7 прибавить 3 = 10
  • Кто даст полный ответ на вопрос задачи?
  • С помощью какого арифметического действия вы решили задачу? (сложения)

Схема № 2:

  • Кто составит условие задачи?
  • Какой вопрос мы можем задать?
  • Давайте решим эту задачу. От 10 отнять 1= 9
  • Кто даст полный ответ на вопрос задачи?
  • С помощью какого арифметического действия вы решили задачу? (вычитания)

Молодцы, ребята! Вы получаете следующую букву от Чебурашки. (Б)

Задание №7. «СОБАКА»

Воспитатель: Ребята, полетели дальше?

Вот мы и прилетели в страну Царицы «Заниматики»!

Но подойти к царству не так-то просто, его охраняют. Что бы узнать, кто охраняет царство, необходимо выполнить задание, а сначала поиграем с пальчиками:

Пальчиковая гимнастика (В воздухе)

Пошли пальчики гулять,
А вторые - догонять.
Третьи пальчики - бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.

Воспитатель: Возьмите лист бумаги в клетку и карандаш.

У вас у каждого стоит красная точка. (Она должна быть с левой стороны от вас.) От этой точки мы будем выполнять задание дальше.

2 - вверх, 2 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 3 - вниз, 3 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 5 - вниз, 2 - влево, 2 - вверх, 1 - влево, 2 - вниз, 2 - влево, 4 - вверх, 2 - влево.

- Кто же охраняет это царство? (Собака.)

- Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и получаете следующую букву: (О)

Задание №8. «ДОМА»

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые дома находятся в этом царстве - государстве. В них живут удивительные жители - цифры?

Ребята, нужно заселить окошки домов цифрами так, чтобы в каждом (левом и правом ряду) сумма чисел была равна числу на крыше дома?

- Как составили число 9; число (10)?

Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и получаете последний знак: (!)

Воспитатель: Какое получилось слово? «Спасибо!»

Это Царица «Заниматика» вас благодарит.

Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие в страну «Заниматика»

  • С каким героем мы сегодня путешествовали?
  • Скажите, что вам больше всего понравилось?
  • Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Ну, а теперь, ребятки, самое интересное:

Царица «Заниматика приготовила для вас подарок за вашу помощь. Вот вам картинки. Вы их раскрасите и узнаете, кто же с ней ещё живет в замке.

А сейчас пора нам с вами возвращаться в детский сад.

«Руки в стороны в полет отправляем самолет!»