Иван Грозный: царь-реформатор, царь-злодей

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


«Ничем я не горжусь и не хвастаюсь
и ни о какой гордости не помышляю,
ибо я исполняю свой царский долг
и не делаю того, что выше моих сил».
Первое послание Ивана Грозного Курбскому, 1564 г.

Класс: 7 класс.

Название раздела: «Россия в ХVI веке».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в ХVI веке» изучается в курсе «История России» 7 класс - учебник «История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2024».

Цели и задачи урока:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в ХVI веке».
  • Способствовать сохранению исторической памяти, формированию патриотических и нравственных качеств.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • Научатся: актуализировать и обобщать знания по истории России ХVI века;применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в ХVI в.; соотносить события истории России ХVI века по хронологическому признаку; доказывать, что история России является частью мировой истории.
  • Получат возможность научиться:соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий; выска­зывать собственное мнение, сужде­ния.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий.

3. Личностные УУД:

  • Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их. Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Овладевают способами обобщения и систематизации знаний. Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Иван Грозный и его эпоха»;
  • выставка книг «Царь Иван IV: личность и судьба»;
  • фрагмент аудиозаписи оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка»;
  • фрагмент художественного исторического фильма «Иван Грозный» (реж. С.Эйзенштейн);
  • видеоролик песни «Грозный царь» (муз. и сл. Г.Р.Пономарёв), (исп. Ж.В.Бичевская) https://www.youtube.com/watch?v=o9sVQLNymKM (дата обращения: 03.03.2024);
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: самодержавие, дворяне, стрельцы, казачество, реформа, опричнина, ясак.

Форма проведения урока: интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание: Издайте электронную школьную газету на тему: «Иван Грозный и его эпоха». При составлении электронной газеты используйте цифровые образовательные ресурсы:

А). Большая российская энциклопедия: [сайт]. URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения 03.03.2024).

Б). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 03.03.2024).

В). История.РФ: главный исторический портал страны: [сайт]. URL: https://histrf.ru/ (дата обращения: 03.03.2024).

Г). Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 03.03.2024).

Этапы урока-игры:

  1. Представление команд.
  2. Конкурс «Разминка».
  3. Конкурс «Реставратор».
  4. Конкурс «Исторические современники».
  5. Конкурс «Историческая картина».
  6. Конкурс «Исторические ребусы».
  7. Конкурс «Домашнее задание».
  8. Конкурс «Отражение эпохи Ивана Грозного в русском искусстве».

Ход интеллектуальной игры

Организационный момент

Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Иван Грозный: царь-реформатор, царь-злодей», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.

Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 7 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний [3].

Вступительное слово учителя: Самый мятущийся русский царь, великий и зловещий Иван Грозный… О нём спорят до сих пор. Его жизни и деяниям посвящается наш урок.


Васнецов В.М. Царь Иван Васильевич Грозный, 1897 год.

Жизнь и деятельность первого русского царя Ивана Грозного на протяжении столетий являлись предметом жарких споров. Для одних это был великий государственный деятель, много сделавший для укрепления Российского государства, а потому жестокие меры, применявшиеся им для обуздания боярской крамолы, в этой версии являлись вполне оправданными. Для других это был безумный маньяк, пытавшийся свой животный страх «побороть» казнями мнимых врагов. Третьи стремились отделить друг от друга «позитивные» и «негативные» стороны его политической карьеры и каким-то - чаще всего вполне произвольным способом взвесить то и другое на пресловутых «весах истории» [8]. Кто он царь-реформатор или царь-злодей? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.

Этапы интеллектуальной игры

I. Представление команд (название, эмблема, девиз)

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org - «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

II. Конкурс «Разминка»

Для оформления задания используется модуль «Хронологическая линейка» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org [12].

Расставьте события в хронологическом порядке и укажите их даты.

Задание для команды №1: Введение «заповедных лет»; вхождение в состав России Казанского ханства; принятие Судебника Ивана IV; учреждение опричнины; начало Ливонской войны.

Задание для команды №2: Первый Земский собор; принятие Иваном IV царского титула; окончание Ливонской войны; вхождение в состав России Астраханского ханства; смерть Ивана IV;

Ответ:

Команда №1:

  • 1550 г. - принятие Судебника Ивана IV.
  • 1552 г. - вхождение в состав России Казанского ханства.
  • 1558 г. - начало Ливонской войны.
  • 1565 г. - учреждение опричнины.
  • 1581 г. - введение «заповедных лет».

Команда №2:

  • 1547 г. - принятие Иваном IV царского титула.
  • 1549 г. - первый Земский собор.
  • 1556 г. - вхождение в состав России Астраханского ханства.
  • 1583 г. - окончание Ливонской войны.
  • 1584 г. - смерть Ивана IV.

III. Конкурс «Реставратор»

Для оформления задания используется модуль «Заполнить пропуски» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Заполните пропуски в тексте [7]:

Задание для команды №1:

Эпоха Ивана Грозного выдвинула ряд значительных публицистов. Сторонником самодержавной власти был __________. Он ратовал за укрепление сильного централизованного государства и проведение реформ.

В 60-70-е гг. бежавший от опалы в Литву __________ отправил царю несколько посланий, которые составили знаменитую переписку с Иваном Грозным. Князь обличал царя в неправедных действиях. В 1573 г. им была написана «История о великом князе Московском», в которой он, выражая противников Ивана Грозного, выступил против усиления самодержавной власти.

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры. Первая датируемая русская книга была создана в 1564 г. в Москве на Печатном дворе печатником __________. Она получила название __________. Наряду с религиозными книгами типографским способом был издан первый русский букварь __________, а всего в течение ХVI в. вышло в свет 20 книг.

Задание для команды №2:

Центром общерусской культуры ХVI века стала __________. Она собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых дало мощный толчок развитию культуры во всех её сферах.

Важную роль в развитии русской культуры этого времени сыграли решения церковного собора 1551 г., получившего в истории название __________. Собор упорядочил деятельность иконописцев, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, что способствовало росту профессионального мастерства.

Церковное зодчество характеризовалось появлением нового стиля - __________. Каменные храмы впитали в себя древние традиции народного деревянного зодчества. Выдающимся памятником этого стиля является __________ в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III в память о рождении у него сына Ивана. Особое место в истории русской и мировой архитектуры занимает __________, получивший в конце столетия название «храм Василия Блаженного».

Ответ:

Команда №1: И.Пересветов, А.Курбский, И.Фёдоров, «Апостол», «Азбука».

Команда №2: Москва, Стоглавый, шатровый, церковь Вознесения, Покровский собор.

IV. Конкурс «Исторические современники»

Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.

Найдите современников, личностей, которые жили в одно и то же время в России и в Западной Европе, и занимались одним и тем же видом деятельности.

Задание для команды №1: Иван IV, Ермак Тимофеевич, Елизавета I, Фрэнсис Дрейк.

Ответ:

Команда №1:

  • ПРАВИТЕЛИ: Иван IV (1530-1584) и Елизавета I (1533-1603).
  • ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ: Ермак Тимофеевич (? - 1585) и Фрэнсис Дрейк (1540-1596).

Задание для команды №2: Мартин Лютер, Антон Фуггер, Аникей Строганов, Митрополит Филипп.

Ответ:

Команда №2:

  • СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ: Митрополит Филипп (1507-1569) и Мартин Лютер (1483-1546).
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: Аникей Строганов (1497-1570) и Антон Фуггер (1493-1560).

V. Конкурс «Историческая картина»

Задание для команды №1: Что Вы знаете об этой картине? Какое историческое событие изображено на этой картине? В каком веке произошло изображенное событие? Расскажите о главном герое этой картины.


Василий Иванович Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Ответ: Картина Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» является одним из самых известных полотен художника и одной из жемчужин петербургского Русского музея.

На картине изображен Сибирский поход Ермака, который продолжался с 1581 по 1585 год. За это время волжский казак Ермак Тимофеевич смог обратить в бегство могущественного хана Кучума, разорить множество поселений и сообщить московскому царю Ивану IV, что Сибирь отныне покорена. В центре композиции сам Ермак Тимофеевич в стальном шлеме, жестом руки поднимающий свое войско в атаку.

Через два года после завоевания Сибири Ермак утонул в р. Иртыше, спасаясь от Кучума, напавшего ночью врасплох на небольшой отряд казаков.

Подвигом останется в веках присоединение Сибири атаманом Ермаком.

Задание для команды №2: Что Вы знаете об этой картине? Какое историческое событие изображено на этой картине? В каком году произошло изображенное событие?


Ответ: Картина Алексея Даниловича Кившенко «Покорение Казани - казанские старшины и воины перед Иваном IV» (1890 год) является одним из экспонатов Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

В 1551 году началась подготовка к походу против Казанского ханства. Население России было обеспокоено многочисленными набегами казанских ханов на русские земли. Война 1552 года привела к полной победе и к ликвидации Казанского ханства как такового. Подготовка к ней велась основательно: годом раньше русские, прибыв к Казани на судах, заложили на правом берегу, напротив вражеского города, крепость Свияжск, позволившую блокировать подступы к татарской столице со стороны Волги. В августе 1552 года к Казани подошло огромное войско во главе с Иваном IV. В ночь на 2 октября 1552 года под стену казанской крепости было заложено 48 бочек пороха, и после взрыва, начался общий штурм крепости. Невзирая на героическое сопротивление горожан и большие потери, русские войска захватили Казань, взяв в плен хана Ядигер-Мухаммеда, которого затем отправили в Москву и крестили.

На картине Кившенко А.Д. изображен момент когда, казанские старшины преклонили колени перед своим победителем Иваном IV. Подчинение татарских ханств добавило пышности царскому титулу: отныне русский государь стал также царем Казанским.

VI. Конкурс «Исторические ребусы»

Задание для команд №1, 2: Отгадайте исторические ребусы [13]:

1. Официальный титул правителя в России.


2. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушнина.


3. Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565-1672 гг., для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя.


4. Свод законов в ХV-ХVI вв.


5. Целенаправленное преобразование в политической, экономической, общественной сфере, проводимое органами власти.


6. Постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Набиралось из свободного посадского и сельского населения. Категория служилых людей.


Ответ:

  1. Царь.
  2. Ясак.
  3. Опричнина.
  4. Судебник.
  5. Реформа.
  6. Стрельцы.

VIII. Конкурс «Домашнее задание»

Задание для команд №1,2: Представьте свою электронную школьную газету на тему: «Иван Грозный и его эпоха». Подведите итоги царствования Ивана IV.

Ответ: Участники команд демонстрируют свои электронные школьные газеты и подводят итоги царствования Ивана IV.

При Иване IV Россия необычайно расширила свою территорию, овладев землями от Волги до Иртыша, приобрела важные торговые пути на Восток. Значительно укрепилась царская власть, и стал создаваться государственный аппарат. Но вместе с тем, в правление Ивана Грозного была проиграна война и нанесенные ею раны ещё кровоточили. При нём были заложены основы крепостного права. После него остались разоренная, истерзанная и запуганная страна и опасный династический кризис. Деятельность Ивана IV подвела Россию к Смутному времени.

IX. Конкурс «Отражение эпохи Ивана Грозного в русском искусстве»

Задание для команд №1, 2: Назовите известные Вам памятники культуры и произведения искусства, посвященные Ивану Грозному и его эпохе.

(Участники из команд №1 и №2 по очереди называют известные им произведения).

Ответ:

  1. Лермонтов М.Ю. «Песня о купце Калашникове»;
  2. Толстой А.К. «Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного»;
  3. Толстой А.К. «Смерть Иоанна Грозного»;
  4. Опера «Псковитянка» (комп. Н. Римский-Корсаков, 1873 г.);
  5. Балет «Иван Грозный» (муз. С.С.Прокофьева, в муз. ред. М.И.Чулаки, хореограф Ю.Григорович, 1975 г.);
  6. Антакольский М.М. Иван Грозный (Статуя, 1871 г.);
  7. «Царь Иван Васильевич Грозный» (худ. В.М.Васнецов, 1897 г.);
  8. «Опричники в Новгороде» (худ. М.И.Авилов, 1916 г.);
  9. «Иван Грозный и его сын Иван 16 сентября 1581 года» (худ. И.Репин, 1883-1885 г.);
  10. «Иван Грозный и тени его жертв» (худ. М.К.Клодт, конец ХIХ века);
  11. «Иван Грозный» реж. С.Эйзенштейн (драма, исторический фильм, 1945 г., 1958 г.);
  12. «Царь Иван Грозный» реж. Г.Васильев (исторический фильм, 1991 г.);
  13. «Царь» реж. П.Лунгин (драма, исторический фильм, 2009 г.);
  14. «Грозный» реж. А.Андрианов (исторический сериал, 2020 г.);
  15. «Ермак» реж. В.Усков, В. Краснопольский (историческая драма, 1996 г.) и др.

Итог урока

Иван IV - одна из самых заметных фигур русской истории. Он сделал себе имя сам: прозрением ученого, полководческой дерзостью, бесстрашием землепроходца, широтой государственного ума, талантом писателя.

Известно, что Н.М.Карамзин, завершая повествование о царствовании Ивана IV заметил: «Добрая слава… пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; …имя Иоанново блистало на судебнике… доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы» [5].

На сегодняшнем уроке, который проводился в форме интеллектуальной игры, мы систематизировали и обобщили изученный материал. Интеллектуальная игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали свои компетенции при анализе исторических событий и в работе с историческими документами. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит песня «Грозный царь» (муз. и сл. Г.Р.Пономарёв) в исполнении Жанны Бичевской https://www.youtube.com/watch?v=o9sVQLNymKM.

Рефлексия

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Пройдите экспресс-опрос участников интеллектуальной игры «Иван Грозный: царь-реформатор, царь-злодей».

Ответьте на вопрос: Ваше отношение к интеллектуальной игре «Иван Грозный: царь-реформатор, царь-злодей»?

  • Ответ 1: Урок понравился.
  • Ответ 2: Не могу определиться.
  • Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Домашнее задание: составьте синквейн по теме «Иван Грозный».

Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.

Команда победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.

Библиографический список

  1. Валишевский К. Иван Грозный. - М.: ИКПА, 1989. - 420 с.
  2. Виппер Р.Ю., Платонов С.Ф. Иван Грозный. Двойной портрет. - М.: Ломоносовъ, 2023. - 248 с.
  3. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». - №1. - 2018. - с. 15-20.
  4. Гурьянова С.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 января 2022 г.). - Петрозаводск: МЦПН «Новая наука», 2022. - с. 15-24. DOI: 10.46916/12012022-2-978-5-00174-441-2.
  5. Карамзин Н.М. Предания веков/ Сост., вступ. ст. Г.П.Макогоненко. - М.: Правда, 1988. - 768 с.
  6. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Моск. Рабочий, 1989. - 175 с.
  7. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2012. - 208 с.
  8. Наша история. 100 великих имен: Иван Грозный. Выпуск №16, 2010. - 31 с.
  9. Рогожкин Д.А. Иван Грозный (серия «Имя»). - М.: Сельская Новь, 1996. - 48 с.
  10. Скрынников Р.Г. Василий III. Иван Грозный / Р.Г.Скрынников. - М.: АСТ, 2008. - 640 с.
  11. Сорокина Е.Н. История России. 7 класс. Поурочные разработки. К УМК под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Вако, 2022. - 288 с.
  12. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 03.03.2024).
  13. Квестодел: [сайт]. URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 03.03.2024).