Конспект урока по ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть значение природы в жизни человека.

Задачи:

  • способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля - наш общий дом, а человек - часть природы;
  • развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
  • способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительному отношению к живой природе;
  • воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • осознавать взаимосвязь природы и человека.

Метапредметные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных задач;
  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • уметь организовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать результат деятельности, навык целеполагания, рефлексии;
  • уметь работать в команде, определять общую цель и достигать её;
  • согласовывать свои действия с другими людьми.

Личностные:

  • развивать у обучающихся восприятие себя как части природы;
  • формировать ценностное и бережное отношение к природе;
  • воспитывать благодарность и уважение к природе, чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая и индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: природа, жизнь, человек.

Средства ИКТ, используемые на уроке: мультимедийное оборудование.

Ресурсы (информационные, литература, музыка, изобразительное искусство), используемые на уроке:

  • Учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, М.: Просвещение.
  • Рабочая тетрадь по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, М.: Просвещение.
  • Электронное приложение «Основы светской этики».

Ход урока

I. Организационный момент

- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу).

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока

Учитель читает текст:

«Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами, в нас не остается ни единого мутного помысла - может показаться, что это и есть утраченный рай». Даниил Андреев «Роза мира».

- Эту цитату я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Тому, как природа делает человека добрее и чище).

III. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи урока. Планирование своей деятельности

- Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрым, справедливым, великодушным, честным, ответственным. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Тема нашего урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию».

- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

IV. Изучение нового материала

- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что на зеленой поляне светит солнце, поют птицы, веет ароматом цветов. Посмотрите, рядом с нами стоит красивый, раскидистый и могучий дуб, около которого так хочется поделиться своими размышлениями и просто подумать!

- Что вы знаете об этом растении? (Ответы детей)

- На что похожи листья у дуба? (Ответы детей)

- Взгляните на его листочки. Они резные с кружевными краями, каждый не похож на другой. Откройте глаза. Наши мысли тоже как кружево, которые, подобно тонкой нити, плетут незаметно свои узоры. Давайте и мы сплетем свой узор. И эти узоры мы начнем со сказки о Дубе.

1. Работа с учебником стр. 52-53

Чтение сказки о дубе (по частям)

2. Работа по содержанию текста

- Сказка ли это? (Это сказка, так как Дуб наделен качествами живого существа)

- Как называется такой прием в литературе? (Олицетворение)

- Какие явления природы соприкасаются с Дубом? (Ветер, солнце, дождь)

- С какими живыми существами Дуб связан? (Птицы, животные, человек)

- Почему Дуб так привлек к себе всё живое и силы природы? Докажите словами из текста.

- Чем привлек путника Дуб? (Тишиной, спокойствием)

- Почему путнику, остановившемуся отдохнуть в тени Дуба, он казался понимающим собеседником?

- В чем Дуб видел смысл свой жизни?

3. Работа в группах

(На партах лист формата А-4 с изображением Дуба).

- Вы бы доверили свои мысли Дубу как другу? Запишите на ветвях какими проблемами вы поделились бы с дубом? Какие мысли высказали бы? (Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию).

4. Обобщение урока учителем

- Чему можно научиться у природы? В чем заключается добрая основа жизни природы? (Единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)

Физкультминутка «Здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес, прекрасный лес! (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты, о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь - мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

V. Применение знаний и умений

- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».

1. Работа в парах

- Подумайте, как вы относитесь к природе (учебник стр.54). Расскажите об этом друг другу. Закончите предложения:

- Когда я на природе, то(Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что(Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Когда я оказываюсь на лугу, я(Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

- Когда я собираю ягоды и грибы, то(Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

- Замечательно, вы справились с заданием.

2. Работа с электронным приложением «Читаем вместе»

- Ребята, как вы понимаете слово «ответственность». А, что значит выражение «ответственно относиться к природе». (Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу).

3. Анализ стихотворения А.Барто «Уехали»

- А сейчас вы послушаете стихотворение А.Барто «Уехали». Понаблюдайте, менялось ли ваше настроение при просмотре стихотворения или оставалось одним и тем же?

- Что хотела нам сказать Агния Барто этим стихотворением? (Мы в ответе за тех, кого приручили).

4. Контроль знаний по теме (тестирование) - индивидуальная работа

ТЕСТ «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

1. Какие листья у дуба?

  1. Узкие и длинные
  2. Резные
  3. Кружевные

2. Чему мы учимся у природы?

  1. Вниманию ко всему живому
  2. Равнодушию
  3. Доброму отношению к окружающему миру

3. Почему нужно беречь природу?

  1. Природа - живая красота
  2. Чтобы похвалили окружающие
  3. Природа волшебные двери к добру

Все ответы верны

4. Когда я на природе, то………

  1. Любуюсь красотой
  2. Ловлю бабочек
  3. Собираю букеты
  4. Слушаю пение птиц

5. Природа - это___________, которую надо прочитать и правильно понять.

VI. Подведение итогов урока

- Сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе и пришли к выводу, что действительно природа - этоволшебные двери к добру и доверию. Согласны ли вы с этим высказыванием? Как гласит народная мудрость «Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

- Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано. Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

VII. Рефлексия

- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?

VIII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Нарисовать свой любимый уголок природы и расскажи о нем.
  2. Сочини сказку о каком-либо лесном животном.
  3. Составь памятку о бережном отношении к природе.
  4. Найди и запиши в тетрадь любое стихотворение о природе. Выучи его наизусть.