Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть значение природы в жизни человека.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля - наш общий дом, а человек - часть природы;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительному отношению к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- осознавать взаимосвязь природы и человека.
Метапредметные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных задач;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- уметь организовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации;
- планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать результат деятельности, навык целеполагания, рефлексии;
- уметь работать в команде, определять общую цель и достигать её;
- согласовывать свои действия с другими людьми.
Личностные:
- развивать у обучающихся восприятие себя как части природы;
- формировать ценностное и бережное отношение к природе;
- воспитывать благодарность и уважение к природе, чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая и индивидуальная.
Основные понятия, изучаемые на уроке: природа, жизнь, человек.
Средства ИКТ, используемые на уроке: мультимедийное оборудование.
Ресурсы (информационные, литература, музыка, изобразительное искусство), используемые на уроке:
- Учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, М.: Просвещение.
- Рабочая тетрадь по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, М.: Просвещение.
- Электронное приложение «Основы светской этики».
Ход урока
I. Организационный момент
- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу).
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока
Учитель читает текст:
«Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами, в нас не остается ни единого мутного помысла - может показаться, что это и есть утраченный рай». Даниил Андреев «Роза мира».
- Эту цитату я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Тому, как природа делает человека добрее и чище).
III. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи урока. Планирование своей деятельности
- Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрым, справедливым, великодушным, честным, ответственным. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Тема нашего урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию».
- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.
IV. Изучение нового материала
- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что на зеленой поляне светит солнце, поют птицы, веет ароматом цветов. Посмотрите, рядом с нами стоит красивый, раскидистый и могучий дуб, около которого так хочется поделиться своими размышлениями и просто подумать!
- Что вы знаете об этом растении? (Ответы детей)
- На что похожи листья у дуба? (Ответы детей)
- Взгляните на его листочки. Они резные с кружевными краями, каждый не похож на другой. Откройте глаза. Наши мысли тоже как кружево, которые, подобно тонкой нити, плетут незаметно свои узоры. Давайте и мы сплетем свой узор. И эти узоры мы начнем со сказки о Дубе.
1. Работа с учебником стр. 52-53
Чтение сказки о дубе (по частям)
2. Работа по содержанию текста
- Сказка ли это? (Это сказка, так как Дуб наделен качествами живого существа)
- Как называется такой прием в литературе? (Олицетворение)
- Какие явления природы соприкасаются с Дубом? (Ветер, солнце, дождь)
- С какими живыми существами Дуб связан? (Птицы, животные, человек)
- Почему Дуб так привлек к себе всё живое и силы природы? Докажите словами из текста.
- Чем привлек путника Дуб? (Тишиной, спокойствием)
- Почему путнику, остановившемуся отдохнуть в тени Дуба, он казался понимающим собеседником?
- В чем Дуб видел смысл свой жизни?
3. Работа в группах
(На партах лист формата А-4 с изображением Дуба).
- Вы бы доверили свои мысли Дубу как другу? Запишите на ветвях какими проблемами вы поделились бы с дубом? Какие мысли высказали бы? (Дети записывают свои мысли, затем читают их выборочно по желанию).
4. Обобщение урока учителем
- Чему можно научиться у природы? В чем заключается добрая основа жизни природы? (Единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)
Физкультминутка «Здравствуй, лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес! (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты, о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь - мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
V. Применение знаний и умений
- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
1. Работа в парах
- Подумайте, как вы относитесь к природе (учебник стр.54). Расскажите об этом друг другу. Закончите предложения:
- Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)
- Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)
- Замечательно, вы справились с заданием.
2. Работа с электронным приложением «Читаем вместе»
- Ребята, как вы понимаете слово «ответственность». А, что значит выражение «ответственно относиться к природе». (Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу).
3. Анализ стихотворения А.Барто «Уехали»
- А сейчас вы послушаете стихотворение А.Барто «Уехали». Понаблюдайте, менялось ли ваше настроение при просмотре стихотворения или оставалось одним и тем же?
- Что хотела нам сказать Агния Барто этим стихотворением? (Мы в ответе за тех, кого приручили).
4. Контроль знаний по теме (тестирование) - индивидуальная работа
ТЕСТ «Природа - волшебные двери к добру и доверию»
1. Какие листья у дуба?
- Узкие и длинные
- Резные
- Кружевные
2. Чему мы учимся у природы?
- Вниманию ко всему живому
- Равнодушию
- Доброму отношению к окружающему миру
3. Почему нужно беречь природу?
- Природа - живая красота
- Чтобы похвалили окружающие
- Природа волшебные двери к добру
Все ответы верны
4. Когда я на природе, то………
- Любуюсь красотой
- Ловлю бабочек
- Собираю букеты
- Слушаю пение птиц
5. Природа - это___________, которую надо прочитать и правильно понять.
VI. Подведение итогов урока
- Сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе и пришли к выводу, что действительно природа - этоволшебные двери к добру и доверию. Согласны ли вы с этим высказыванием? Как гласит народная мудрость «Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
- Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано. Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.
VII. Рефлексия
- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?
VIII. Домашнее задание (по выбору)
- Нарисовать свой любимый уголок природы и расскажи о нем.
- Сочини сказку о каком-либо лесном животном.
- Составь памятку о бережном отношении к природе.
- Найди и запиши в тетрадь любое стихотворение о природе. Выучи его наизусть.