Социализация школьника, его интеграция в общественную систему - одно из важных условий развития и воспитания личности. Задача учителя – помочь ребенку раскрыть и проявить свои способности, заявить о себе миру.
Одним из лучших вариантов является метод выставочной деятельности. Его можно рассматривать как часть способа настройки «внутреннего героя», где есть возможность дать почувствовать ребенку себя важным человеком общества, творцом и созидателем. Творческий процесс – наиболее благодатная почва для самовыражения, в этом смысле он уникален. Способы, опробированные мною в урочной и неурочной деятельности можно реализовывать последовательно, на практике они успешно работают и параллельно.
Итогом творческого урока, как правило, становится выставка. Просмотр работ можно устроить на доске или на полу, как у настоящих студентов (если рисунки еще не просохли). Дети проводят анализ работ по предложенным критериям, оценкой одноклассников могут служить аплодисменты. Такой способ наиболее продуктивно позволяет ребенку оценить и скоординировать свою деятельность в будущих работах.
Следующий тип выставки – демонстрация произведений юных художников на стендах в холлах и галереях школы. Выставляются обычно рисунки всего класса (темы могут быть разные, как рабочие, так и приуроченные к различным событиям). В сравнении дети могут проанализировать итог своей деятельности, остаться довольными работой или определить, что можно в следующий раз сделать лучше. Соревновательная составляющая пробуждает дополнительный интерес, мотивирует и приносит положительные дивиденды в будущие проекты. Возможность демонстрации своего продукта, применение его в качестве оформления школьного пространства, дает ощущение причастности к учебному сообществу и способствует самоутвержению ребенка. Учит детей грамотно коммуницировать, излагать, продуцировать свои идеи и мысли. Этот опыт отличается от передачи знаний и образования от взрослого человека к ребенку, а является внутриколлективным методом образования, что формирует в классе и школе взаимоуважительые отношения, помогает упорядочивать, выравнивать их.
Следующий тип выставки в моей практике –персональная экспозиция. Здесь у ребенка появляется возможность дополнительной коммуникации с ребятами на тему любимой деятельности, где школьник чувствует себя успешным. На выставку можно пригласить не только одноклассников, но и ребят из других классов, продемонстрировать достижения своих умений и поделиться опытом. Обычно такая практика выливается в огромную очередь желающих экспонировать свои работы, а у «посетителей» вызывает живой интерес и сопричастность к происходящему событию. Дети «примеряют» роль экспертов и их оппонентов, учатся формировать и задавать вопросы, вступать в диалог, анализировать и обобщать результаты творческого мастерства.
Опыт городских выставок – еще одна возможность заявить о себе, приобщиться к творческому сообществу, выйти на новый значимый уровень в учебной и творческой деятельности. В текущем учебном году мы приняли участие в проекте Ассоциации художников пленэристов «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина, финалом которого стала выставка творческих работ в одноименной библиотеке-читальне, где картины ребят экспонировались вместе с произведениями взрослых художников. На экскурсию в библиотеку отправились дети 5-6 классов и сами участники. В ходе мероприятия школьникам-участникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои работы и пообщаться со сверстниками.
В детском коллективе подобная выставочная деятельность создает прообраз будущего взрослого общества. Где каждый в отдельности или группой оценивает собственные результаты и результаты членов группы. Такая практика учит детей грамотно коммуницировать, излагать, продуцировать свои идеи и мысли, выстраивать стратегии.
Искусство способно на коротких дистанциях (даже в рамках одного урока) точечно регулировать взаимотношения от индивидуума до микроколлектива. Выставочная деятельность – один из тренингов, способных запустить этот процесс, квинтэссенция, аккумулятор, который работает на годы вперед для каждого участника творческого и учебного процесса; помогает растить социально активных, высоконравственных, эстетически развитых, компетентных, трудолюбивых, мотивированных на результат, ответственных и инициативных граждан.