Отработка приёмов техники чтения в структуре современного урока

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: техника чтения


Урок литературного чтения

Цель: знакомство с рассказом Е.И.Чарушина «Кабан».

Задачи:

  • познакомить детей с биографией и творчеством Е.И.Чарушина, вызвать интерес к его книгам;
  • развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;
  • отработать различные приёмы, повышающие технику чтения детей;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе;

Оборудование: материалы МЭШ, РЭШ, слова с кляксами, с пропущенными буквами, карточки с пословицами, текст с пропусками на карточках, толковые словари.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные:

  • выражение личного мнения обучающегося;
  • использование приёмов диалога;
  • освоение норм вежливости в учебном диалоге;

Познавательные:

  • формирование активности, самостоятельности и творческого подхода в работе на уроке.

Регулятивные:

  • выполнение действий по заданному правилу;
  • способность оценивать свою работу по её результату;
  • адекватное восприятие оценки взрослого.

Личностные:

  • формирование ответственности за свою деятельность;
  • умение эмоционально отреагировать на прочитанный текст;
  • способность к рефлексии, оценке собственных действий.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

2. Мотивация к учебной деятельности

Приём «Скороговорка»

Речевая разминка:

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
  • У перепелa и перепелки пять перепелят.

Приём «Спрятанные буквы» Прочитать слова с кляксами, с пропущенными буквами, разрезанное слово.

3. Актуализация знаний

Какие книги читали накануне в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило в прочитанном? Какую книгу порекомендуете своим одноклассникам? Рубрика «Почитай» (Ребята кратко презентуют любимую книгу.)

4. Открытие новых знаний

А) Работа с текстом до чтения (предвосхищение).

Приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись букв. Посмотрите внимательно и разгадайте слово. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке.

Приём «Шифр»

YNЧQWАRРSУUШYVИZН
(Чарушин)

Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

Задание в группах. Посмотрите внимательно небольшой фрагмент о писателе и заполните пропуски в тексте на карточках.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).

Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ.

Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они.

Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

Евгений рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Вся жизнь Е.И.Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Давайте проверим, как внимательно вы слушали. (Ответы детей)

Прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь? Подготовка к восприятию.

Задание в группах. Словарная работа со словарями С.И.Ожегова.

- Подберите синонимы к словам:

  • баловство - шалость
  • унимать - успокаивать
  • сшибить - сразить, побить, уронить

- Подберите антоним:

  • начальник - подчинённый

- Объясните лексическое значение слов:

  • сопеть - тяжело дышать со свистящим звуком;
  • гуськом - друг за другом;
  • марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;
  • зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.

Б) Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение рассказа учителем. Дети следят по учебнику. Диалог «Учитель-ученик» по ходу чтения.

В) Повторное чтение. Прием «Буксир».

Используем для увеличения темпа чтения. Читает ученик с хорошей техникой чтения, а остальные должны стараться успевать за ним. Это упражнение проводится в парах или для всего класса. Во время чтения можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Ещё один способ - делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Ракета» - многократное прочтение текста за минуту с подсчётом слов. Результаты дети записывают в читательский дневник для наблюдения за динамикой. Когда дети читают последний раз, временное ограничение не устанавливается.

Г) Работа с текстом после чтения.

Коллективное обсуждение, дискуссия.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица)

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

- Было ли вам страшно за автора? Прочитайте этот эпизод.

- А в какой момент стало страшно автору? Прочитайте.

- Какой момент вызвал улыбку. Прочитайте.

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал)

5. Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

6. Творческое задание для групп

№1. Работа с пословицами

Соединить правильно начало и конец пословицы.

Выбрать ту пословицу, которая больше подходит к этому произведению.

  • У страха глаза велики.
  • Трусливому зайцу и пень волк.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Трус своей тени боится.
  • Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
  • Кто дрожит - тот и бежит.

Какой порок высмеивают пословицы?

№2. Словесное рисование

№3. Составление синквейна

7. Рефлексия. Итог урока. Самооценка

Закончи фразу:

  • Мне было интересно …
  • Я узнал …
  • Я затруднялся …

8. Домашнее задание на выбор

  1. Подготовить краткий пересказ.
  2. Подготовить интересное сообщение об одном из обитателей зоосада.