Урок литературного чтения
Цель: знакомство с рассказом Е.И.Чарушина «Кабан».
Задачи:
- познакомить детей с биографией и творчеством Е.И.Чарушина, вызвать интерес к его книгам;
- развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;
- отработать различные приёмы, повышающие технику чтения детей;
- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе;
Оборудование: материалы МЭШ, РЭШ, слова с кляксами, с пропущенными буквами, карточки с пословицами, текст с пропусками на карточках, толковые словари.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные:
- выражение личного мнения обучающегося;
- использование приёмов диалога;
- освоение норм вежливости в учебном диалоге;
Познавательные:
- формирование активности, самостоятельности и творческого подхода в работе на уроке.
Регулятивные:
- выполнение действий по заданному правилу;
- способность оценивать свою работу по её результату;
- адекватное восприятие оценки взрослого.
Личностные:
- формирование ответственности за свою деятельность;
- умение эмоционально отреагировать на прочитанный текст;
- способность к рефлексии, оценке собственных действий.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
2. Мотивация к учебной деятельности
Приём «Скороговорка»
Речевая разминка:
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
- У перепелa и перепелки пять перепелят.
Приём «Спрятанные буквы» Прочитать слова с кляксами, с пропущенными буквами, разрезанное слово.
3. Актуализация знаний
Какие книги читали накануне в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило в прочитанном? Какую книгу порекомендуете своим одноклассникам? Рубрика «Почитай» (Ребята кратко презентуют любимую книгу.)
4. Открытие новых знаний
А) Работа с текстом до чтения (предвосхищение).
Приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись букв. Посмотрите внимательно и разгадайте слово. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке.
Приём «Шифр»
YNЧQWАRРSУUШYVИZН
(Чарушин)
Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.
Задание в группах. Посмотрите внимательно небольшой фрагмент о писателе и заполните пропуски в тексте на карточках.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).
Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ.
Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они.
Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.
Евгений рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Вся жизнь Е.И.Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Давайте проверим, как внимательно вы слушали. (Ответы детей)
Прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь? Подготовка к восприятию.
Задание в группах. Словарная работа со словарями С.И.Ожегова.
- Подберите синонимы к словам:
- баловство - шалость
- унимать - успокаивать
- сшибить - сразить, побить, уронить
- Подберите антоним:
- начальник - подчинённый
- Объясните лексическое значение слов:
- сопеть - тяжело дышать со свистящим звуком;
- гуськом - друг за другом;
- марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;
- зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.
Б) Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение рассказа учителем. Дети следят по учебнику. Диалог «Учитель-ученик» по ходу чтения.
В) Повторное чтение. Прием «Буксир».
Используем для увеличения темпа чтения. Читает ученик с хорошей техникой чтения, а остальные должны стараться успевать за ним. Это упражнение проводится в парах или для всего класса. Во время чтения можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Ещё один способ - делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.
Прием «Ракета» - многократное прочтение текста за минуту с подсчётом слов. Результаты дети записывают в читательский дневник для наблюдения за динамикой. Когда дети читают последний раз, временное ограничение не устанавливается.
Г) Работа с текстом после чтения.
Коллективное обсуждение, дискуссия.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица)
- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?
- Было ли вам страшно за автора? Прочитайте этот эпизод.
- А в какой момент стало страшно автору? Прочитайте.
- Какой момент вызвал улыбку. Прочитайте.
- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал)
5. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
6. Творческое задание для групп
№1. Работа с пословицами
Соединить правильно начало и конец пословицы.
Выбрать ту пословицу, которая больше подходит к этому произведению.
- У страха глаза велики.
- Трусливому зайцу и пень волк.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Трус своей тени боится.
- Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
- Кто дрожит - тот и бежит.
Какой порок высмеивают пословицы?
№2. Словесное рисование
№3. Составление синквейна
7. Рефлексия. Итог урока. Самооценка
Закончи фразу:
- Мне было интересно …
- Я узнал …
- Я затруднялся …
8. Домашнее задание на выбор
- Подготовить краткий пересказ.
- Подготовить интересное сообщение об одном из обитателей зоосада.