Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Буквы потерялись"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Развитие речевой деятельности


Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение определять количество слогов в слове.
  • Систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
  • Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
  • Учить составлять слова из слогов (устно).
  • Учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове.
  • Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.
  • Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, используя условные обозначения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, фонематический слух.
  • Развивать коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Материалы и оборудование: монитор, видео письмо от Незнайки, фишки для звукового анализа слов, буквы и картинки для ребуса (УРОК), буквы к слову ШКОЛА, зашумлённые картинки с гласными и согласными буквами, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности

В: Я рада видеть вас, наших гостей, которых мы поприветствуем.

А день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день, ведь он несёт много открытий и приключений.

Для начала встанем в круг, слева друг и справа друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть, можно встречу начинать!

- Правда, с утра произошло нечто странное. Вы ведь знаете Незнайку? Знаете, какой он бывает проказник и всё время попадает в неприятные истории. А сегодня он нам прислал письмо….

«Здравствуйте, ребята! Вчера я хотел совершить хороший поступок, покрасить крышу! Я так старался и не заметил, что закрасил вывеску с буквами! А без вывески прохожим не смогут узнать, что это за здание. Помогите исправить мою ошибку, вернуть все буквы на свои места…. Но сделать это можно, если правильно выполнить задания, иначе буквы опять исчезнут»

В: вы готовы ребята помочь Незнайке?

В: Чтобы вернуть первую букву проведем разминку, которая называется «Калейдоскоп игр».

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение (ночь-день, грязь-чистота, добро-зло, друг-враг, храбрый-трусливый, крупный-мелкий)

«Я начну, а ты продолжи

Осенью птицы улетают, а весной (прилетают)
С дерева кошка слезает, а на дерево кошка (залезает)
Лось через канаву перепрыгивает, а через реку (переплывает)
Змея под камень заползает, а из-под камня (выползает)
Воробьи дорогу перелетают, а змеи (переползают)
После дождя земля сырая, в солнечную погоду (сухая)

Следующая игра «Четвёртый лишний»

Комар, муха, цапля, стрекоза (цапля - это птица, а остальные насекомые)

Воробей, ласточка, заяц, кукушка (заяц - животное, а остальные птицы)

Лиса, медведь, волк, корова (корова - это домашнее животное, а остальные дикие)

Следующая игра «Скажи по другому»

  • Остаться на зиму (зимовать)
  • Остаться на ночь (заночевать)
  • Человек с бородой (бородач)
  • Самолёт сел (приземлился)

Молодцы, справились с первым заданием и открываем первую букву.

(Открывается буква К)

Второе задание, которое надо выполнить, чтобы открыть букву называется «Заколдованное слово» (на доске выставляются картинки утка, ракета, облако, кошка, по первым звукам слов дети должны составить слово)

Какое слово получилось? Правильно это слово УРОК.

(Открывается буква А)

Сколько слогов в этом слове, а сколько букв. А что мы обозначаем синими, красными и зелёными карточками. (Звуки)

Д: Синяя карточка обозначает - согласный твёрдый звук

  • Красная - гласный
  • Зелёная - согласный мягкий звук

Чтобы открыть третью букву, надо сделать звуковой анализ слова УРОК. (У детей на столах лежат синие, красные и зеленые кружочки). Слово у доски разбирает один ребёнок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

В: Поднимите руки, кто справился с заданием.

В: Сколько согласных в этом слове?

Сколько гласных?

(Открывается буква О)

Следующее задание, надо померить друзей Незнайки (Знайку и Сиропчика). Они не могут поделить картинки между собой. Давайте им поможем. На какой звук начинается имя у Знайки? А у Сиропчика? (Девочки находят картинки , которые начинаются на звук С, а мальчики на звук З)

(После выполнения задания команды меняются местами и проверяют правильность выполнения)

(Открывается буква Л)

Чтобы открыть следующую букву надо вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.

Д: Гласные звуки мы можем пропеть, можем их тянуть.

Согласным звукам мешает преграда свободно воздуху пройти - губы или язык.

В: назовите гласные звуки.

И в следующем задании надо в заколдованном царстве букв раскрасить только гласные. (дети работают с зашумованной картинкой )

(открывается буква Ш)

В: Вот все буквы вы открыли, но слово прочить не возможно, буквы все перепутаны. Надо собрать буквы так, чтобы получилось название здания, которое закрасил Незнайка.

Получилось слово ШКОЛА. А что такое школа?

Легко или тяжело вам было выполнять задания? А какое самое тяжёлое было задание? А самое лёгкое?

Вы молодцы, вы справились с заданиями и исправили ошибку проказника незнайки. Но как же нам сообщить ему об этом и рассказать, что мы вернули все буквы на свои места?

(Предложения детей)