Школа наряду с семьей имеет основополагающее значение в воспитании подрастающего поколения: именно в школе происходит передача новому поколению самых важных, накопленных человечеством знаний, которые обязательно пригoдятся в процессе жизни в обществе. Также, именно в школе закладывается прoцесс формирования ценностных oриентиров, прививаются полезные навыки. Одной из важнейших частей шкoльного образования является развитие процесса познания, который тесно связан с такими необходимыми навыками, как образное и лoгическое мышление, культура поведения. Поэтому считаю oдним из важнейших направлений работы - пoвышение познавательного интереса у обучающихся. Особенно, заслуживают внимания учителя те обучающие, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Работа с ними должна вестись планомерно и систематически.
Важную роль в данном развитии выполняет предмет история. На уроках истории мы традиционно отслеживаем весь путь становления и развития человечества от самых древнейших времен, где зародилось человеческое общество и, дальше, к появлению старейших цивилизаций мира, изучаем историю возникновения первых государств на Востоке и мира античности. В курсе изучения истории формируются основные понятия, умения и навыки, необходимые учащимся для усвоения сложного материала в более старших классах.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья довольно сложная, но, в тоже время, очень интересная: они очень отзывчивы к новой информации, пусть не сразу все запоминают и не всегда могут воспроизвести. Такие ученики живо интересуются событиями, происходившими много лет назад, для них история - увлекательный мир событий и фактов, каждое из которых может надолго увлечь ребят на уроке. Основная сложность - необходимость учителю учесть в своей работе особенности детей, при этом не подчеркивая их «ограниченность». Дети с ограниченными возможностями здоровья должны в социуме чувствовать поддержку и принятие. Они довольно ранимые, обидчивые, в тоже время очень доверчивы к учителю.
Детям с oграниченными возмoжнoстями здоровье безусловно требуются индивидуальный подход и учет особенностей развития, их интересoв, увлечений, способностей.
Склоняюсь к выводу, что ведущим методом работы с детьми на уроке истории и обществознания выступает дифференцированный и индивидуальный подход к изучению предмета. Дифференциация процесса обучения необходима, чтобы обеспечить каждому ученику условия для оптимального развития его способностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Дифференциацию в процессе обучения не нужно делать открытой. Вопросы для учащихся первого уровня помогают изучить фактический материал, к примеру, рассказать о природе и климат, условиях жизни и занятиях древних шумеров. Ребенку второго уровня можно дать задание чуть сложнее: сравни, обобщить, сделать простые выводы. Для третьего подойдет не только усложнение, но и углубление материала: провести небольшую самостоятельную работу, проанализировать факты, отразить в ответе собственные размышления.
В преподавании истории в школе значительное место отводится умению обучающихся ориентироваться по карте, работать с ней. Лучше всего развитию данных умения способствует непосредственная работа с картой во время урока, а также работа с контурной картой. В 7 классе на уроках по изучению Новой истории, к примеру, мы сначала все вместе читаем пункт «Новые горизонты», а потом совместно работаем с картой «Великие географические открытия». Обучающиеся, во-первых, вспоминают изученный ранее материал, о морях и океанах, о государствах Средневековья, повторяем вместе основные, ключевые события истории Средних веков, конечно же, в кратком порядке. Находим на карте отдаленные регионы, которые в эпоху Нового времени стали целью для путешественников из Европы. Во-вторых, такая подготовительная работа тренирует образное мышление, помогает представить целостную картину мира. Если учитель располагает временем, то можно и наоборот переместиться в настоящее время, чтобы сравнить, а как же выглядит мир сейчас, произошли ли какие-то изменения на исторической карте.
При выполнении любых заданий самостоятельной работы с текстом, с картой, иллюстрацией или другим печатным материалом требуется обращать внимание на индивидуальные особенности учащихся, задания лучше давать дифференцированно, чтобы создать у детей «ситуацию успеха».
Современные психологи и педагоги убеждают нас: чтобы процесс обучения был эффективным, детям необходимо испытывать положительные эмоции по отношению к учителю, к предмету, к материалу. Поэтому на уроках истории я стараюсь периодически проводить различные дидактические игры. Они вызывают интерес к истории, увлекают, заставляют вспомнить ранее изученное, а также с большим энтузиазмом узнавать новое. Игра - это не только мощнейший дидактический инструмент, но и возможность отдохнуть, посмеяться, почувствовать себя в команде. Этот момент тоже очень важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им бывает сложно выстраивать взаимоотношения в коллективе.
Игра выполняет следующие функции:
- развивает познавательный интерес,
- позволяет быстро оценить результат усилий;
- развивает навыки общения, взаимопомощи.
На уроках закрепления и повторения изученного по теме «Великая французская революция» мы проводим игру "Сто к одному". Я составляю задания по разным направлениям: «Вспомни меня…», «А как на самом деле?», «Идем по карте…» и т.п. обучающиеся с удовольствием соревнуются, помогают друг другу, ищут ответы, коллективно защищают свое мнение. Все задания составляются дифференцировано.
В своем опыте работы я хочу более подробно остановиться на методах и приемах работы с контурной картой на уроке истории
Работа с картой, в том числе с контурной - это одно из требований образовательных стандартов к результатам образования выпускника школы. Но, это и одно из важных условий развития познавательных процессов, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки истории предполагают изучение и усвоение исторической карты нашей Родины и мира, где в динамике можно проследить происходящие события: как менялись границы государств, как происходили процессы расселения и освоения земель, с какими военными конфликтами пришлось столкнуться нашим предкам и пр. Карта - это богатый источник знаний и, инструмент развития логического и критического мышления. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, историческая карта - это многогранный комплекс, которые позволяет создать целостное представление о России и мире.
Что такое контурная карта?
Контурная карта на уроках истории - это особый вид карт, где обучающиеся могут нанести любые oбъекты, прoцессы, сoбытия с помощью условных oбoзначений. Кoнтурные карты - oдно из средств практического обучения истории.
Знакомство с контурной картой происходит к 5 классе, именно тогда, начиная знакомиться с древнейшими цивилизациями, мы впервые открываем контурную карту, и все вместе находим и отмечаем на карте великую реку мира - Нил. Ребята с большим интересом раскрашивают карту, находят устье, исток, дельту Нила, узнают, что такое пороги и делают выводы, почему египтяне называли Нил - «река жизни».
Такая работа очень помогает учащимся:
- лучше усваивать материал, закреплять пройденное;
- развиваются умения исследовать, применять знания на практике;
- развиваются творческое восприятие и воображение.
Сначала при заполнении контурных карт обучающиеся нуждаются в направляющей помощи учителя, нужно подойти к каждому ученику, показать, помочь с выбором цвета карандаша. Такое сопровождение я делаю и на интерактивном экране. На первых уроках дети могут перерисовать несколько элементов и сравнить свой рисунок с заполненной исторической картой. А, в дальнейшем, задания могут становиться сложнее, ребенок не пассивный копировальщик, а активный исследователь и художник. Он учится анализировать, сравнивать информацию, искать главное, похожие черты и различия. Систематически работая с контурной картой, с 5 по 9 класс, обучающиеся свободно ориентируются в условных обозначениях, могут легко прочитать «легенду карты», сделать вывод, сравнивая карты разных исторических периодов.
Г.И.Гoдер, говоря о ценности работы с контурной картой, выделяет две стороны этого вопроса:
- Контурная карта - важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своими поисковыми задачами.
- Систематическое использование карты в работе значительно усиливает «обратную связь», помогая учителю руководить познавательной деятельностью учащихся.
В работе с контурными картами не все так гладко, существует ряд специфичных особенностей, которые учитель должен учитывать, работая с картой помогая в этом детям.
Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в выполнении одновременно нескольких действий (закрасить, подписать, нарисовать). Следовательно, нужно разделить задание на этапы: найди и подпиши географические объекты, закрась или заштрихуй территорию, укажи местонахождение чего-либо. Здесь также применим дифференцированный подход, каждый работает в своем темпе. Оставшуюся часть работы можно предложить выполнить дома, предварительно проведя подробный инструктаж по домашнему заданию.
Первые задания для работы с картой, как правило, самые простые: найди и обведи границу государства или территорию расселения, подпиши место сражения и год. После этого учащиеся могут сравнить готовую историческую и контурную карты, они сделают выводы о неизменности географических объектов и динамике исторических объектов и событий. Допустим, изучая тему «Отечественная война 1812 года», обучающиеся сначала пользуясь исторической картой наносят на контурную карту границы государств, обозначают города Смоленск, Москва и др. Дальше задания становятся сложнее. Например, нанести на карту маршрут следования армии наполеона и отступления армии Российской империи. Задания разным группам учащихся могут быть разными.
Использование контурных карт способствует формированию всех УУД:
- Регулятивные: целеполагание, действие в соответствии с планом, взаимопроверка и самопроверка.
- Познавательные: поиск информации и отбор из разных источников; установление причинно-следственных связей, сравнение и обобщение информации.
- Коммуникативные: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
- Личностные: готовность к самообразованию и адекватная и позитивная самооценка.
Следовательно, развитие и сформирование картографической грамотности является обязательным этапом обучения истории в школе. Картографическая грамотность предполагает знание исторических фактов в определенный исторический период: век, эру; умение видеть и обозначать нанесенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать «легенду карты» и описывать представленные события; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий.
Все эти навыки несомненно пригодятся учащимся с ограниченными возможностями здоровья в реальной жизни.
Список использованной литературы
- Историко-культурный стандарт Режим доступа: Программа ППК всеобщая история. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3483.
- Алексашкина, Л.Н. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. Организаций.
- Л.Н.Алексашкина, Н.И.Ворожейкина; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с. - (Работаем по новым стандартам).
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в средней школе [Текст] / Е.Е.Вяземский.- М. : «Русское слово», 2003. - 325 с.