Система выявления и поддержки одарённых детей в условиях школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста.

Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях образовательной организации).

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.

В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

Модель идентификации одаренных А.И.Савенкова включает теоретический, организационный и психометрический уровни.

Организационный уровень включает четыре этапа:

Этап предварительного поиска. На этом этапе специалисты собирают предварительную информацию о ребенке. Основными источниками информации служит сам ребенок, родители, психолог, педагоги. Родители проходят анкетирование. Психологи измеряют уровень интеллектуального развития и оценивают творческое мышление, а также направленности личности ребенка.

В комплект для практических психологов входятметодики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития:

  • культурно свободном тесте Кеттелла (CFT-C);
  • усложненный вариант теста «Прогрессивные матрицы» Равена (A-PMR);
  • тесты Д.Векслера;
  • тесты креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.);
  • «Необычное использование» (тест Гилфорда в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.);
  • методики для оценки уровня психосоциального развития («16 PF» Кеттелла).

Для педагогов:

  • «Карта одаренности» (А.И.Савенков);
  • «Методика оценки общей одаренности ребенка» (А.И.Савенков);
  • «Анкета-характеристика» (Рензулли Дж. в собственной адаптации);
  • Методика «интеллектуальный портрет» (А.И.Савенков);
  • Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч.

Для родителей:

  • «Карта одаренности» (Фельдхусена Д. в адаптации);
  • «Анкета для родителей» (Рензулли Дж. в адаптации);
  • «Карта одаренности» (А.И.Савенков);
  • «Методика оценки общей одаренности ребенка» (А.И.Савенков).

Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.

Собранная таким образом информация позволяла создать первое представление о каждом ребенке. Несмотря на кажущуюся всесторонность обследования, информация часто была не достаточно достоверна.

Оценочно-коррекционный этап. На данном этапе полученная информация уточняется и конкретизируется. Дети участвуют в занятиях по специальным программам, которые кроме развития ребенка направлены еще и на диагностику его способностей. В процессе таких занятий происходят дополнительные исследования при помощи диагностических методик.

Этап самостоятельной оценки. На втором году всем детям предлагается посещать занятия по программе добровольно. Само желание ребенка продолжить заниматься - один из важных показателей, свидетельствующих о наличии у него способностей. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности», отмеченным в исследованиях Д.Б.Богоявленской, лежащим, по ее справедливому утверждению, в основе способности к имманентному развитию деятельности. Таким образом, уже сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности.

Этап заключительного отбора. Информация, собранная из нескольких источников в течение длительного времени, позволяет специалистам с большой уверенностью говорить о степени одаренности детей. В таком случае и прогноз относительно их развития достаточно надежен.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности