Мастер-класс «Алгоритм работы с фотографией на уроке географии на французском языке»

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: французский язык


Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

  • познакомить участников мастер-класса с концептуальными основами использования фотодокументов и алгоритма работы с ними в рамках реализации технологии обучения в сотрудничестве;
  • научить участников мастер-класса использовать алгоритм анализа фотодокумента в своей профессиональной деятельности.

Необходимое время: 20 минут.

Минимальное и максимальное количество участников: 9-12.

Краткая аннотация: участники смогут актуализировать свои знания о возможности изучения предмета при помощи различных видов документов, познакомятся с французской методикой анализа фотодокумента, получат опыт использования данного алгоритма при анализе любого фотодокумента.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
  • практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
  • повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
  • рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Требования к организации мастер-класса:

  • Компьютер с проектором.
  • Устройство вывода звука (колонки).
  • Подключение сети интернет.
  • Дидактические материалы: страница 6 из учебника Histoire-Géographie для 6 класса французских колледжей.

Ход мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

В нашей школе есть билингвальное отделение, в котором преподаются предметы нелингвистического цикла (история, литература, география). Урок географии проходит 1 раз в неделю на основе программы, разработанной совместно с учителем географии нашей школы, преподавателями билингвальных отделений РФ под руководством Французского Института г. Москвы и Посольства Франции. Будучи преподавателями географии на французском языке, в своей работе мы часто использует разнообразные географические источники (карты, фотографии, инфографические документы, статистические документы). Сегодня нам бы хотелось представить свой опыт работы с фотографией и обратиться к вам, коллеги, с вопросом, как часто на уроках вы используете данный вид документа, и какая роль на уроке ему предназначена.

Как мы видим, многие преподаватели используют фотографии на уроках с целью иллюстрации, наглядного материала, т.к. большинство современных детей - визуалы. Нам бы хотелось показать опыт работы с фотографией с целью извлечения общей и детализированной информации, тем более что фотография является одним из элементов КИМ ГИА и ВПР.

При работе с фотографией мы используем разные технологии, в том числе технологию обучения в сотрудничестве и проектную технологию. Для нас проектная деятельность - это целенаправленная спланированная деятельность для решения разных типов задач (поисковых, исследовательских, практических) для достижения определённого результата. Технология сотрудничества - педагогическая технология, ориентированная на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

2. Представление системы уроков (занятий)

Работа с фотодокументом подразумевает цикл уроков. Начинаем курс географии с представления всех типов документов, показывая тем самым, что умение определить тип документа - это первый шаг в его анализе.

Непосредственно система работы с фотодокументом предполагает следующие этапы:

1. Ознакомление с алгоритмом анализа фотодокумента и требуемой терминологией. Для этого представляем следующий документ.

2. Применение данного алгоритма на новом материале. Именно этот этап работы мы представим сегодня на мастер классе: анализ фотодокумента в режиме технологии сотрудничества.

3. Результат серии уроков - защита мини проектов (найти и проанализировать фотодокумент на предложенную тему) с критериальным взаимооцениванием. Для этого мы используем активные чек- листы.

critères d'évaluation

oui= 1 pt

non= 0pt

oui= 1 pt

non= 0pt

la nature du document est identifiée

l'angle de vue est mentionné

le nom de l'auteur / le nom du site Internet est nommé

le titre du document est donné

le lieu est indiqué

le thème de ce document est détérminé

l'idée principale est présentée

le récit / le texte écrit est cohérent (связный) et logique

un vocabulaire est précis

la manière de s'exprimer est sûre (уверенная)

Total

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

Итак, представьте, что вы учащиеся 8-го класса билингвального отделения и вы на уроке географии на французском языке. Для актуализации уже имеющихся знаний соотнесите в парах пункты плана анализа с фразами-моделями. Проверяем по ключу.

Associez:

Plan d'analyse de la photographie

Pour s'exprimer

1. la nature du document

a . Elle/Il montre comment ...

2. l'angle de vue

b. Ce document est intitulé ....

3. le nom de l'auteur / le nom du site Internet

c. Cette potographie parle du problème de ...

4. le titre du document

d. Ce document est ...

5. le lieu

e. Ce document est … avec ...

6. le thème du document

f. Cette photo est prise ...

7. l'idée principale

g. Le photographe qui a pris cette photo est ...

Сформируйте группы по 3 человека по принципу цветовой гаммы (белый - фото «Transport de renne en Sibérie», жёлтый - фото «Hommes bleus» dans le désert», красный - «Désert rouge») и приготовьте анализ данного документа, принимая во внимание изученный алгоритм анализа и текстовой комментарий к нему. Распределите роли в группе:

1. Перевод незнакомых слов.

2. Нахождение ключевых элементов для анализа.

3. Представление анализа фотодокумента. Для представления результатов мы используем приём «Пила» и чек-лист для взаимного оценивания.

4. Моделирование

Группам предлагается обсудить возможности использования данного приема в своей практике, задав вопросы:

а) Возможно ли применение данной методики работы с фотодокументом на ваших уроках?

б) Будете ли вы на практике применять данную методику?

5. Рефлексия

Из данных предложений просим вас выбрать 2 наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

  • На мастер-классе я …
  • Самым интересным для меня сегодня было …
  • В своей дальнейшей работе я …
  • Я бы хотел посоветовать …

Список литературы

  1. Histoire-géographie, 3e classe, Hachette, 2015.
  2. Педагогика сотрудничества (отчёт о встрече учителей-экспериментаторов) // Учительская газета. - 17.10.2006.
  3. Амонашвили Ш.А., Единство цели. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1987.