Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса:
- познакомить участников мастер-класса с концептуальными основами использования фотодокументов и алгоритма работы с ними в рамках реализации технологии обучения в сотрудничестве;
- научить участников мастер-класса использовать алгоритм анализа фотодокумента в своей профессиональной деятельности.
Необходимое время: 20 минут.
Минимальное и максимальное количество участников: 9-12.
Краткая аннотация: участники смогут актуализировать свои знания о возможности изучения предмета при помощи различных видов документов, познакомятся с французской методикой анализа фотодокумента, получат опыт использования данного алгоритма при анализе любого фотодокумента.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Требования к организации мастер-класса:
- Компьютер с проектором.
- Устройство вывода звука (колонки).
- Подключение сети интернет.
- Дидактические материалы: страница 6 из учебника Histoire-Géographie для 6 класса французских колледжей.
Ход мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
В нашей школе есть билингвальное отделение, в котором преподаются предметы нелингвистического цикла (история, литература, география). Урок географии проходит 1 раз в неделю на основе программы, разработанной совместно с учителем географии нашей школы, преподавателями билингвальных отделений РФ под руководством Французского Института г. Москвы и Посольства Франции. Будучи преподавателями географии на французском языке, в своей работе мы часто использует разнообразные географические источники (карты, фотографии, инфографические документы, статистические документы). Сегодня нам бы хотелось представить свой опыт работы с фотографией и обратиться к вам, коллеги, с вопросом, как часто на уроках вы используете данный вид документа, и какая роль на уроке ему предназначена.
Как мы видим, многие преподаватели используют фотографии на уроках с целью иллюстрации, наглядного материала, т.к. большинство современных детей - визуалы. Нам бы хотелось показать опыт работы с фотографией с целью извлечения общей и детализированной информации, тем более что фотография является одним из элементов КИМ ГИА и ВПР.
При работе с фотографией мы используем разные технологии, в том числе технологию обучения в сотрудничестве и проектную технологию. Для нас проектная деятельность - это целенаправленная спланированная деятельность для решения разных типов задач (поисковых, исследовательских, практических) для достижения определённого результата. Технология сотрудничества - педагогическая технология, ориентированная на создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
2. Представление системы уроков (занятий)
Работа с фотодокументом подразумевает цикл уроков. Начинаем курс географии с представления всех типов документов, показывая тем самым, что умение определить тип документа - это первый шаг в его анализе.
Непосредственно система работы с фотодокументом предполагает следующие этапы:
1. Ознакомление с алгоритмом анализа фотодокумента и требуемой терминологией. Для этого представляем следующий документ.
2. Применение данного алгоритма на новом материале. Именно этот этап работы мы представим сегодня на мастер классе: анализ фотодокумента в режиме технологии сотрудничества.
3. Результат серии уроков - защита мини проектов (найти и проанализировать фотодокумент на предложенную тему) с критериальным взаимооцениванием. Для этого мы используем активные чек- листы.
critères d'évaluation |
oui= 1 pt |
non= 0pt |
oui= 1 pt |
non= 0pt |
la nature du document est identifiée |
|
|
|
|
l'angle de vue est mentionné |
|
|
|
|
le nom de l'auteur / le nom du site Internet est nommé |
|
|
|
|
le titre du document est donné |
|
|
|
|
le lieu est indiqué |
|
|
|
|
le thème de ce document est détérminé |
|
|
|
|
l'idée principale est présentée |
|
|
|
|
le récit / le texte écrit est cohérent (связный) et logique |
|
|
|
|
un vocabulaire est précis |
|
|
|
|
la manière de s'exprimer est sûre (уверенная) |
|
|
|
|
Total |
|
|
|
|
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
Итак, представьте, что вы учащиеся 8-го класса билингвального отделения и вы на уроке географии на французском языке. Для актуализации уже имеющихся знаний соотнесите в парах пункты плана анализа с фразами-моделями. Проверяем по ключу.
Associez:
Plan d'analyse de la photographie |
Pour s'exprimer |
1. la nature du document |
a . Elle/Il montre comment ... |
2. l'angle de vue |
b. Ce document est intitulé .... |
3. le nom de l'auteur / le nom du site Internet |
c. Cette potographie parle du problème de ... |
4. le titre du document |
d. Ce document est ... |
5. le lieu |
e. Ce document est … avec ... |
6. le thème du document |
f. Cette photo est prise ... |
7. l'idée principale |
g. Le photographe qui a pris cette photo est ... |
Сформируйте группы по 3 человека по принципу цветовой гаммы (белый - фото «Transport de renne en Sibérie», жёлтый - фото «Hommes bleus» dans le désert», красный - «Désert rouge») и приготовьте анализ данного документа, принимая во внимание изученный алгоритм анализа и текстовой комментарий к нему. Распределите роли в группе:
1. Перевод незнакомых слов.
2. Нахождение ключевых элементов для анализа.
3. Представление анализа фотодокумента. Для представления результатов мы используем приём «Пила» и чек-лист для взаимного оценивания.
4. Моделирование
Группам предлагается обсудить возможности использования данного приема в своей практике, задав вопросы:
а) Возможно ли применение данной методики работы с фотодокументом на ваших уроках?
б) Будете ли вы на практике применять данную методику?
5. Рефлексия
Из данных предложений просим вас выбрать 2 наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:
- На мастер-классе я …
- Самым интересным для меня сегодня было …
- В своей дальнейшей работе я …
- Я бы хотел посоветовать …
Список литературы
- Histoire-géographie, 3e classe, Hachette, 2015.
- Педагогика сотрудничества (отчёт о встрече учителей-экспериментаторов) // Учительская газета. - 17.10.2006.
- Амонашвили Ш.А., Единство цели. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1987.