В современной действительности закономерно возрастает интерес к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста. Это обусловлено новым подходом к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности образовательного учреждения становится овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций. Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Иностранный язык выполняет важнейшую функцию - формирует коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность к осуществлению иноязычного межкультурного и межличностного общения с носителем языка. Изучение иностранного языка формирует у ребенка целостную картину мира и создает культуру общения. Кроме того, овладение иностранным языком способствует расширению лингвистического кругозора и является мощным импульсом для речевого развития.
В области иноязычного образования коммуникативная компетентность рассматривается, как сложное, многокомпонентное образование. Исследователи выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности:
- лингвистическая компетентность (предполагает овладение определёнными знаниями и навыками в различных аспектах языка: лексике, фонетике, грамматике);
- тематическая компетентность (владение экстралингвистической информацией, в том числе страноведческой);
- социокультурная компетентность (поведенческая, в том числе этикетная, знания социокультурного контекста);
- компенсаторская (заключается в умении добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения);
- учебная компетентность (умение учиться).
Коммуникативная компетентность - это умение выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения, в целом это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, тем самым овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования.
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, на котором закладываются: правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.
Организация образовательной деятельности с детьми по обучению английскому языку предполагает развитие коммуникативных способностей, которые необходимы для последующей социализации детей в обществе.
Дошкольник должен уметь: ситуативно понять речь взрослого и других детей; выполнить распоряжение по ходу действия игры или другой деятельности; ответить на вопрос или вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка; задать вопрос на иностранном языке; высказать предположение; дать краткое описание предмета; высказать просьбу; называть цвета на английском языке; рассказывать о себе, о семье, об увлечениях; дать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически; рассказывать стихи, рифмовки, считалки, петь песенки.
Коммуникативная обстановка в процессе деятельности детей должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью обучающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, а также коммуникативным поведением участников общения. Коммуникативное поведение участников общения заключается в адресованности речи и ее адекватном восприятии. Адекватное восприятие поощряет и стимулирует говорящего. Это поощрение может выражаться в качественной оценке ответа или игрового действия ребенка, внимании слушающего, выражении глаз, мимике, жестах.
На занятиях по английскому языку необходимо соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции: постоянная речевая практика обучающихся; использование коммуникативного материала; постоянная активизация речемыслительной активности обучающихся; речевой характер занятия. Педагог должен создавать учебные ситуации, помогающие обучающимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.
При этом ведущая роль в процессе обучения английскому языку детей дошкольного возраста отводится игре, в процессе которой у них появляется интерес к иностранному языку как средству общения. Игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Широко используются игры: дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, речевые игры и упражнения, театральная деятельность, а также специальные упражнения, способствующие формированию коммуникативной компетентности дошкольников.
Занимательные игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранного языка на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности. Все это дает возможность оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми дошкольного возраста.
Игры и игровые ситуации, которые можно использовать на занятиях для формирования коммуникативной компетенции дошкольников:
1. Фонетические игры (считалки скороговорки, стишки):
Сказка о язычке
A fat cat sat on a mat.
2. Лексические игры (договорки-рифмовки, подбери рифму, игры со словами по темам)
Игра «Украсим торт»
Цель: повторение лексических единиц английского языка на тему «Овощи», «Фрукты»; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Ход игры: Дети вспоминают названия фруктов, ягод (овощей), готовя и украшая торт (рисуют, разукрашивают картинки и приклеивают их на ватман в форме торта). При этом употребляются фразы: Decorate the cake. Choose the fruit you like. Do you like cherries? Do you like strawberries? Do you like cranberries? I like cherries. I don't like strawberries По желанию торт можно заменить приготовлением супа, любимого блюда или сервировкой стола.
Игра «Почтальон»
Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Животные»; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развитие внимания, мышления, воображения.
Ход игры: Один ребенок исполняет роль почтальона. Остальные дети встают в круг, получают по карточке с изображением животного и прячут их за спину. Учитель дает почтальону письмо и просит доставить его, например, медведю. Почтальон подходит к любому игроку, и они разыгрывают диалог: - Hello! - Hello. - Are you a bear? Если ребенок отвечает утвердительно и демонстрирует свою карточку, то почтальон вручает ему письмо, и они меняются ролями. Если почтальон ошибается, то он продолжает поиски адресата.
3. Грамматические игры
Игра «Угадай слово»
Ведущий загадывает слово, остальные должны его отгадать, задавая вопрос:
Is it a dog?
No, it isn't
Is it a cat?
Yes, it is
4. Игры для обучения говорению
Игра "В гости"
В домик стучится гость:
- Knock, knock.
- What is your name?
- My name is Lena.
- Come in, please.
Игра "Интервью"
Журналист держит в руках диктофон или микрофон и берет интервью.
- Good morning.
- Good morning.
- What is your name?
- My name is Sveta.
- Who are you?
- I'm a girl.
- How old are you?
- I'm 6.
- What can you do?
- I can dance and swim.
- Thank you. Good-bye.
- Good-bye.
5. Игры на аудирование
«Письмо из Англии»
Дети слушают внимательно письмо, а а затем отвечают на вопросы по тексту. Примерные фразы: Hello! I am Frisk. I live in London. I'm a little dog. I am brown. I have got a black nose and a long tail. I have got a dog-house. I can run and jump. I like meat. Вопросы: О ком говорилось в письме? Как его звали? Что он умеет делать? Что у него есть? Какого он цвета? и т.д.
«Simon says…»
В игре может участвовать от трех человек, где один участник становится ведущим т.е. Саймоном, который отдает команды, например: «Simon says: Clap your hands». Остальные игроки должны выполнить команду. Саймон отдает команды быстро, и участникам нужно не мешкать, и также быстро выполнять их, иначе их ждет выбывание. К тому же, приказ должен обязательно начинаться со слов «Simon says …», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает.
Возможные варианты движений:
- Touch your nose. - Дотронься до своего носа.
- Raise your hand(s). - Подними руку(и).
- Raise you left (right) arm. - Подними левую (правую) руку.
- Close your eyes. - Закрой глаза.
- Touch your ear(s). - Дотронься до уха (ушей).
- Sit down. - Сядь.
- Stand up. - Встань.
- Stretch up. - Потянись.
- Touch you toe(s). - Дотронься до пальца(ев) ног.
- Rub you chick. - Потри свою щеку.
- Move your head down (up, to the left, to the right). - Наклони голову вперед (вверх, влево, вправо).
6. Игровые ситуации
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: закрепление вежливых слов на английском языке, формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Ход игры: предварительно с детьми разучиваются вежливые слова и выражения на английском языке. На полках в магазине лежат вежливые слова и выражения. Педагог описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке и «покупают» нужные им слова, использую их, анализируя ситуацию.
Например:
- Ситуация 1. Мама приготовила очень вкусный обед. Когда ты покушал, что нужно сказать маме?
- Ситуация 2. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и тоже пришел на кухню. Что ты скажешь?
- Ситуация 3. Вся семья ложится спать. Что ты всем пожелаешь?
Таким образом, коммуникативная компетентность - сложное многокомпонентное образование, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте и представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где наиважнейшими категориями являются культура, речь, язык. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность дошкольника осуществлять межличностное и межкультурное общение на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ребенка. Следовательно, изучение английского языка в детском саду направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей дошкольников в устной (аудирование и говорение) форме;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство дошкольников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;
- воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников;
- развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие дошкольника средствами иностранного языка.
При этом ведущая роль в обучении дошкольников принадлежит педагогу. При всей требовательности взрослый создаёт доброжелательное, жизнерадостное настроение, творческую атмосферу, тем самым воздействует на процесс общения.