Автор учебника: М.И.Моро и др.
Название урока: Математика.
Параллель: 4 класс.
Длительность: 40 минут.
Техническое обеспечение урока: компьютер для учителя, проектор, колонки.
Пояснительная записка к уроку
Цель урока: создание условий для закрепления изученного материала.
Задачи урока:
- закрепить изученный материал;
- систематизировать и обобщить полученные знания.
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнения;
- воспитывать осознанное отношение к учёбе (интерес к предмету), желание узнавать новое и доводить начатое дело до конца;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, вежливое обращение друг к другу.
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
- Обобщают и систематизируют полученные знания, делают выводы.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Общеучебные:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) >
Личностные:
- Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- Проявляют самостоятельность.
1. Организационный этап
(слайд 1-2)
- Вот и прозвенел звонок
Пригласив нас на урок!
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке математики! Давайте поприветствуем наших гостей.
- Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.
(Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(слайд 3-5)
- Ребята! Сегодня я получила необычное письмо! Оно отправлено из школы чародейства и волшебства «Хогвартс». Вам предлагают стать её учениками! (чтение письма)
Но для начала мы должны пройти вступительные испытания, которые будут принимать учителя Хогвартса! Мы должны использовать все полученные знания!
Каким же будет наш урок? (Урок повторения и закрепления полученных знаний)
А какие мы поставим себе задачи на урок? (Закрепить изученный материал, тренироваться в решении изученных видов задач, совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление)
- Вы хотите поступить в эту школу?
Тогда отправляемся в путешествие!
- Каждый из вас сегодня маленький маг. Вас ждут превращенья, вот и сделайте так, чтоб уменья и знанья свои показать и без ошибок всё выполнять!
Первое испытание: Мозговой штурм (математический диктант) (слайд 6-7)
- 450 уменьшить в 50 раз (9)
- 46 увеличить на 2. (48)
- Произведение чисел 30 и 90? (2700)
- Найдите частное чисел 96 и 3. (32)
- Делимое 560, делитель 8. Найдите частное. (70)
- Уменьшаемое 1000, вычитаемое 125. Чему равна разность? (875)
- Какую часть часа составляет 45 минут ? (3/4)
- Прочитайте ответ на первое и последнее задание. Что оно вам напоминает? Это название платформы, с которой отправляется Хогвартс - экспресс, на котором мы с вами отправимся в школу. (слайд 8)
Но для того, чтобы достать на него билеты, мы должны решить задачу (устно) (слайд 9):
Гарри, Рон и Гермиона купили билеты в один вагон поезда. В каждом вагоне помещается 3 пассажира. Ребята пришли последними, когда все остальные места были уже заняты. Ребята заскочили в начало поезда и пошли к своему вагону. По пути они встретили 27 пассажиров.
В какой вагон поезда ребята купили билеты? (10)
- Молодцы! Вы справились с заданием и получили билеты на Хогвартс-экспресс! Отправляемся в наше увлекательное путешествие!
(поезд отправляется под музыку) (слайд 10)
(Учитель подводит к теме урока. Мотивирует к деятельности)
3. Актуализация знаний
- Мы прибыли в школу! (слайд 11)
Вы грезить умеете ночью и днём,
И часто порою мечтая о том,
Чтоб в мир волшебства заглянуть? Так смотрите:
Нас Хогвартс сегодня уж ждёт впереди!
- Ребята, нас жду серьёзные испытания! Скажите, что мы обычно делаем на уроках математики?
4. Навыки счёта. Экзамен по зельеварению
(слайд 12-14)
- Следующее испытание, экзамен по зельеварению, от профессора Северуса Снегга.
У хитрого Снегга к вам уйма вопросов.
Но юных волшебников запутать непросто!
Решение уравнений (по вариантам).
Двое решают у доски
2345 + Х = 900 · 6
2345+х= 5400 Х=5400-2345 Х= 3055 |
Х - 678 = 784 : 7 х-678 = 112 х= 112+678 х= 790 |
(Учитель проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении. Сочетает контроль и самоконтроль. Определяет типичные недостатки в знаниях)
- Вы справились с заданием профессора Снегга.
Молодцы!
5. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности
Геометрический материал. Экзамен по трансфигурации.
(слайд 15-18)
- А сейчас нас ждёт задание от профессора Минервы МакГонагал.
Как называется изображённая фигура? (четырёхугольник)
Задание 1. Сохранив количество сторон, трансфигурируйте четырёхугольник.
Какие фигуры вы сможете получить в результате превращений? (квадрат, ромб, трапецию, прямоугольник)
Задание 2. Создайте в ваших тетрадях прямоугольник, если известно, что его ширина 3 см, а длина на 2 см больше.
- Найдите периметр этого прямоугольника.
- У прямоугольника с какими сторонами тоже может быть периметр равен 16 см?
- Как называется данная фигура? (прямая)
Задание 3. Трансфигурируйте эту прямую.
- Что можно получить в результате превращений? (ломаные, кривые и т.д.)
- Какие могут быть кривые? (замкнутые, незамкнутые)
- Какие части ломаной вы знаете? (звенья)
- Замечательно! И это задание вы выполнили!
6. Работа над задачами. Экзамен по уходу за магическими существами
(слайд 19-21)
- Следующее испытание нам приготовил лесничий Хагрид. Он примет у вас экзамен по уходу за магическими существами. (решение задачи на карточке)
- У Хагрида на воспитании чудесные создания!
Славный Хагрид очень любит всяких монстров подбирать.
Его страсть к большим драконам
Не перестаёт нас удивлять!
Чарли Уизли написал Хагриду письмо, в котором утверждает, что ему удалось обнаружить новую разновидность дракона. Он обещает привезти этого дракона Хагриду, если тот сумеет вычислить длину его огнедышащего питомца от пасти до хвоста на основании следующих данных:
Хвост длиннее туловища на 9 м.
Шея длиннее туловища на 6 м.
Длина туловища 7 м.
Голова и шея вместе - 17 м.
- Каким должен быть ответ Хагрида, чтобы полюбоваться на дракона?
Дети получают задачу с краткой записью на карточке и самостоятельно решают её. Совместная проверка. (40 метров)
- Здорово! И с заданиями лесничего вы справились!
- А нас уже встречает мадам Трюк, чтобы провести физкультминутку (слайд 22):
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришёл волшебник злой.
Раз и два, раз и два, поднимайся, голова!
Он руками помахал, всех детей заколдовал.
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
Дети головы склонили, замолчали и застыли.
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Тут пришёл волшебник добрый, помахал руками бодро.
Всё. Друг другу улыбнитесь. И опять за труд возьмитесь.
(Учитель показывает детям движения) Дети выполняют движения по тексту, повторяя за педагогом.
7. Кроссворд. Экзамен по заклинаниям
(слайд 23-25)
- А нас уже встречает профессор Филиус Флитвик. Он примет у вас экзамен по заклинаниям.
- Вы должны ответить на вопросы и разгадать кроссворд! Вперёд!
1. Мера длины.
2. Прямоугольник с равными сторонами.
3. Мера массы.
4. Сотня лет.
5. Название знака действия вычитания.;
6. Часть окружности.
7. Число, получающееся от деления одного числа на другое.
8. Что получится в ответе 93-90?
9. Буква, которой, как правило, обозначают неизвестное число.
10. Равенство с переменной.
- Отлично! И это экзамен вы сдали!
(Учитель предлагает выполнить задания. Формулирует вопросы по заданиям).
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Итоговый экзамен
(слайд 26-27)
- И вот мы подошли к заключительному экзамену. А принимать его будет сам директор школы, профессор Дамблдор! Для того, чтобы сдать этот экзамен, вам необходимо решить задачу:
Гарри Поттер вышел из Хогвартса на встречу с Гермионой, а навстречу ему из Хогсмида в то же самое время вышла Гермиона. Скорость Гарри Поттера 6 км/ч, а скорость Гермионы 4 км/ч. Расстояние между Хогсмидом и Хогвартсом 20 км. Через какое время герои встретятся? (через 2 часа)
Решение задачи у доски, остальные в тетради.
- Такого успеха ещё не бывало! Вы справились быстро! Прекрасно! И браво!
9. Рефлексия
(слайд 28-29)
- И вот нас встречает главный зал школы Хогвартс!
- А что это там? Я вижу что-то похожее на шляпу. Так это же Распределяющая Шляпа! С помощью этой шляпы вы узнаете, на каком из четырёх факультетов: Гриффиндор (Отличительное качество учеников этого факультета: храбрость, благородство, честность), Слизерин (Отличительные качества учеников этого факультета: хитрость, умение добиться своей цели любым способом.), Пуффендуй (Отличительные качества учеников этого факультета: трудолюбие, терпение, верность, честность) и Когтевран (Отличительное качество учеников этого факультета: острый ум и индивидуальность.) вы будете учиться!
- Ребята, скажите, а на каком факультете вы хотели бы учиться? (Дети выбирают факультеты, а потом отвечают на вопросы Шляпы) (слайд 30)
- Сейчас вам предстоит ответить на хитрые вопросы шляпы. Она задаёт вопрос соответствующий факультету. Ваша задача ответить правильно, чтобы попасть на выбранный факультет!
ЗАДАНИЕ 1 (слайд 31)
Дождливый воскресный вечер в Хогвартсе. В гостиной Гриффиндора студенты коротают время, решая разные головоломки и ребусы. Гермиона всех поставила в тупик простым, казалось бы вопросом: «Сколько раз можно вычесть четыре из сорока четырёх?»
Попробуйте ответить.
ЗАДАНИЕ 2 (слайд 32)
А теперь Гарри Поттер бросает всем вызов: «Если все чётные числа - красные, а все нечётные - синие, то какого цвета будет сумма двух чисел - чётного и нечётного?»
Рон Уизли догадался сразу. Как вы думаете, что он сказал в ответ?
ЗАДАНИЕ 3 (слайд 33)
Общий друг Гарри, Рона и Гермионы Невилл Долгопупс, который очень часто что-то путает, интересуется: «Если позавчера была пятница, то какой день будет завтра?»
Помогите разобраться.
ЗАДАНИЕ 4 (слайд 34)
А это задание шляпе передали домашние эльфы Хогвартса.
«После стирки они вывесили сушиться 13 профессорских мантий. Если одна мантия высыхает за два часа, то за какое время высохнут все 13 мантий?»
- Ребята! (слайд 35) Я поздравляю вас с успешной сдачей вступительных испытаний и поступлением в школу чародейства и волшебства Хогвартс! Мы вместе справились со всеми испытаниями! У нас всё получилось!
- Гарри, Рон и Гермиона рады новым друзьям!
- В конвертах вы найдете карточки, которые нам помогут подвести итог нашего путешествия (слайд 36):
- Мне было интересно, у меня всё получалось. Затруднений нет
|
|
- Мне было интересно, но при решении некоторых заданий возникали трудности. | |
- Мне было тяжело проходить испытания. Нужно многому ещё научиться. |
- Успехов и удачи в мире волшебства! Но помните, что и в волшебном мире вы должны усердно трудиться, стремиться к новым знаниям и хорошим отметкам! Для выполнения домашнего задания для вас подготовлены рабочие листы. Так же будет прикреплён тест.
- И в наши дни есть чудес немало.
Чтобы жизнь на земле чуть лучше стала,
Друзьям помогать нужно снова и снова
И не жалеть для них доброго слова.
Ведь добрым волшебником может стать каждый,
Кто имеет мечту и поверит однажды,
Что в знании - сила, в добре - красота,
В заботе о близких - вот где чудеса!
Фантазируйте, творите, дерзайте!
Новые знания всегда получайте.
Таинственного в этом нет ничего.
Старанье и труд - вот волшебство!
Спасибо за урок! (слайд 37)