Формирование читательской грамотности на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Цель данной темы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Задачи

  • Формировать умение работать с информацией
  • Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания
  • Формировать навыки преобразования информации
  • Формировать навыки целостного анализа информации

Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (Концепция исследований PISA)

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:

Умение критично мыслить:

  • Писать рецензии
  1. Писать аннотации
  2. Находить ошибки и недостатки в информации
  3. Дополнять неполную информацию
  4. Выявлять предвзятость авторов

Умение работать с учебной литературой:

  • Находить в тексте нужную информацию
  • Переписывать в тетрадь понятия, схемы
  • Выделять в тексте главное
  • Разбивать текст на содержательные части
  • Составлять план, тезисы
  • Делать сообщения, выводы из проработанного материала

Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:

  • Графически, схематично изобразить информацию
  • Читать и объяснять схемы и графики
  • Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала

Умения воспринимать информацию из разных источников:

  • Подбирать публикации, тезисы из источников
  • Работать с дополнительной литературой
  • Анализировать различные взгляды авторов на вопросы

В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.

Проблемы возникающие в процессе обучения:

  • Низкая скорость чтения
  • Непонимание смысла прочитанного
  • Испытывают затруднения в кратком пересказе
  • Ошибки по причине непонимания формулировки задания

Не хватает заданий:

  • требующих привлечения дополнительной информации
  • содержащих избыточную информацию и «лишние данные»
  • комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов

Ожидаемые результаты:

  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах при подготовке к ВПР и к сдаче ОГЭ
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста - сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.) для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

1

«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

2

Пересказ - дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

3

«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

4

«Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин

  • Написание эссе по проблемному вопросу истории
  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип - «кто», «где», «когда»; 2 тип -

«почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)

  • «От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид)
  • Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
  • «Сравнительная таблица» - составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)
  • «Плюс и минус» - привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение Тильзитского мира)

Средневековый город

Современный город

+

-

  • «Схема» - составить на основе текста схему, например, «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов»
  • «Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов
  • «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)

  • Годы правления князя Ярослава Мудрого?
  • Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
  • Название первого свода законов Древнерусского государства?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

  • Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
  • Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
  • Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

Работа с историческим документом - дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ.

«Мозаика» - приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю».

Во 2-й половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (_________) и (_______).

В (_____) году князь (__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (__________) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________), после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани - это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

  • «Ромашка Блума»
  • «Чтение с остановками»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Моделирование и рисунок»
  • «Ключевые слова»
  • «Верите ли вы…»
  • Найти аргументы за и против

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у учащихся

5-6 классы:

  • «Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
  • «Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
  • «Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

  • «Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
  • «Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
  • «Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

  • «Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
  • «Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
  • «Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.