Классный час: "Дружба нам всего дороже"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: дружба


Задачи:

  • Расширение знаний детей о дружбе и правилах поведения с друзьями;
  • Формирование у школьников чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям;
  • Развитие внимания, памяти, сообразительности.

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, словесное поощрение, игровые, наглядные.

Ход классного часа

Оргмомент

Диана: - Здравствуйте, ребята. Кто нас увидел - похлопайте, кто нас услышал - помашите нам рукой, кто готов к занятию - тихо сели. Меня зовут Диана.

Виктория: - А меня Виктория…

Диана: - Мы рады вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

Виктория: - И думаем, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Диана: - Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - «настроение».)

Виктория: Для того чтобы определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить, послушайте интересную притчу:

Диана: Давным-давно жил правитель Римской империи Цезарь. У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь (т.е. врач). Более того, если Цезарь болел, лекарства принимал только тогда, когда лекарь собственноручно подаст ему.

Однажды, когда Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку (не известно от кого): «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» Через некоторое время пришел лекарь, и подал Цезарю лекарство. Цезарь отдал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь.

Лекарь застыл в ужасе:

- Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того как ты прочел это?

На что Цезарь ответил ему:

- Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!

Виктория: Как вы поняли эту притчу? Чему она нас учит? Правильно, она нас учит великому доверию, которое может появиться во взаимоотношениях людей.

Диана: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний классный час? (о дружбе) Правильно! О дружбе, о том, какими должны быть настоящие друзья.

Основная часть

Виктория: Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия "Дружба нам всего дороже".

Диана: Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Виктория: Что же такое дружба?

Дружба отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля дружба - это "бескорыстная стойкая приязнь".

Диана: Иметь друга - это настоящее счастье, однако, не каждый умеет быть другом. Почему, как вы считаете?

Молодцы! (не сможет человек стать другом, если он обманывает или навязывает свою волю, не уважает чувства своего друга, если он неискренний, если он говорит одно, а делает совсем другое, если он не будет уважать тебя таким, какой ты есть, будет заставлять делать то, что тебе не нравится или причиняет боль, если не готов помогать и поддерживать)

Виктория: Быть хорошим другом - это большая и тяжелая работа. И сейчас давайте послушаем небольшие стихотворения наших ребят о том, каким должен быть друг или не должен:

(ученикам заранее раздаются стихотворения)

- Если вы согласны с такой дружбой - похлопайте, а не согласны - потопайте.

Ученик 1:

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты. (топают)

Ученица 2:

Всем дружить необходимо -
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы - лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём. (хлопают)

Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала -
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай! (хлопают)

Диана: Чему учат нас эти стихотворения? Какие качества должен иметь настоящий друг? (Ответы учеников)

Правильно, настоящий друг это верный, преданный, заботливый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь в любую минуту. Интересно, а у вас есть лучшие друзья? Какие они?

Давайте мы вместе с вами определим качества для настоящего друга.

(Открывается доска с нарисованным солнцем, в центре написано дружба.)

- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

- Сейчас мы с вами поиграем.

- Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете показываете веселый смайлик, а если нет, то грустный.

Виктория: - В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять солнышко, которое будет светить нам на протяжении нашего занятия.

- У нашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на столе.

1. честность
• ложь
2. доброта
3. верность
• грубость
4. взаимовыручка
• предательство
• драчливость
5. справедливость
• задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.

Диана: Отлично у нас получилось.

Работа с пословицами.

- Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц - слева, а их продолжение - справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица.

"Не имей сто рублей,

а имей сто друзей"

"Без друга

на душе вьюга"

"Старый друг лучше новых двух"

Вика: А сейчас послушайте одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

(читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Диана: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Решение проблемы

Виктория: - Ребята, а в вашем классе все дети дружные?

- Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс?

- Давайте попробуем составить "Кодекс класса". Слово "кодекс" обозначает - законы, правила жизни в обществе. (1. Не бояться просить прощения, если обидел друга 2. Не грубить 3. Не злиться 4. Не жадничать 5. Помогать другу быть честным)

Диана: Мы сейчас зачитаю ситуации, которые могут случиться с каждым из вас, а вы попробуете, как настоящие друзья, найти из них выход.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

Виктория:

Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Диана:

Ситуация 3. Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе крайне необходима. Ты звонишь и говоришь: "Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу". Как бы поступил ты?

Виктория:

Ситуация 4. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- В чём вина мальчиков?

Диана:

Ситуация 5. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц - Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!" вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги". Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!" И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вика:

Игра "Волшебный стул"

Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.

На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как только он садиться, "высвечиваются" и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).

Диана:

Игра "Круговая беседа"

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Ваша задача - передать по кругу игрушку и сказать добрые пожелания.

Вика:

Игра «Помоги мне, друг!»

Без настоящих друзей любому человеку прожить очень сложно и очень важно вовремя прийти друг другу на помощь, поддержать товарища. И сейчас мы проверим, как вы в классе помогает друг другу и поддерживаете своих товарищей.

Берем заранее нарезанные наборы из цветного картона, перемешиваем их и складываем в пакет или коробочку, ребята по-очереди вытягивают себе 1 фигуру и делятся на команды согласно вытянутому цвету фигуры. Таким образом образуется 3 команды. Цель игры собрать из фигур картинку и приклеить ее на альбомный лист. Сложность в том, что каждый из участников делает это одной рукой, соответственно, все в команде друг другу помогают, кто-то держит лист, кто-то клеит и т.д. Побеждает та команда, кто соберет и приклеит всю картинку на лист.

Диана: Итак, у нас получилось 3 картинки, в которые вы вложили доброту, желание друг другу помочь, взаимовыручку. Похлопаем друг другу.

Итог классного часа

Вика: Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь дружба… (обращаемся к записи на доске) дороже всего. Предлагаю вам посмотреть мультфильм "Просто так".

Диана: Подводя итоги, хочется прочитать слова писателя М.М.Рощина

«Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану "Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать, не разорвать, а склеить". Вот тогда наш коллектив будет дружным и сплочённым.

Вика: За то, что вы сегодня хорошо поработали, я хочу вам подарить всем солнышко - символ дружбы и доброты.

Диана: Предлагаю закончить наш классный час песней "О дружбе". А пока играет песня, вы мне покажите карточку настроения, которое у вас сейчас, после нашего часа общения.

Поощрение.

Если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба у них настоящая, крепкая, верная и долгая. Умению дружить, общаться нужно учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно помнить, что человек живёт на Земле один раз, поэтому надо каждый день творить добро. За то, что вы сегодня хорошо поработали, я хочу вам подарить всем солнышко - символ дружбы и доброты (дарит каждому картинку, где нарисовано солнышко, а с другой стороны можно напечатать законы дружбы.

- Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!