Урок изобразительного искусства во 2-м классе «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит…»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Цель: Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.

Задачи:

  • Обучающие: Учить анализировать состояние природы, цветовую гамму, умение сравнивать.
  • Развивающие: Развивать эмоциональное и эстетическое творение, творческое и художественное мышление, фантазию; способности.
  • Воспитывающие: Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

На занятиях изобразительного искусства во 2 классе дети продолжают знакомиться с чудесным миром красоты.

Основная цель учителя на данном уроке: расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, композитора, поэта и их выражение в творческой деятельности; воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «сказочный пейзаж».

Задание: Изобразить сказочный зимний лес.

Вид урока: рисование по памяти и впечатлению

Тип урока: интегрированный.

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: Наглядно-иллюстративный

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, проектор, экран, магнитофон, классная доска, магниты, листы-заготовки для индивидуальной работы, трубочкы, салфетки. Лист формат А4, кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12 цв., мел.
  • Зрительный ряд: презентация (где включены репродукции русского художника И.И.Шишкина, фотографии с изображением зимней природы, рисунок учителя, рисунки детей.) Снежинки со стихами
  • Музыкальный ряд: Шедевры классической музыки (сборник), музыка П.И.Чайковского "Времена Года" - «зима», детская песня: «Зимняя сказка» (для фона при практической работе учащихся).
  • Литературный ряд: Загадки о природе. Стихотворные строки про зиму,
  • Термины: пейзаж, кляксография (выдувание), И.И.Шишкин, П.И.Чайковский.
  • Для учащихся: бумага белая, голубая, синяя, фиолетовая, серая, акварельные краски, белая гуашь, кисти (широкие, тонкие, баночка с водой, тряпочка.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Беседа по теме урока
  4. Физкультминутка
  5. Объяснение задания.
  6. Практическая часть урока.
  7. Физкультминутка.
  8. Подведение итога, выставка работ.
  9. Обобщение, закрепление нового материала.

Ход урока

Слайд.

Организационный момент

1) Приветствие

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.

Мы сегодня мастера изображения.(cлайд-палитра, кисти)

2) Проверка готовности к уроку

Сообщение темы и цели урока.

Загадка:

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость, подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ... (Зима)

Ребята, а вы любите зиму? (ответы детей

Сегодняшний урок посвящается самому сказочному и таинственному времени года - это…?????? зима. (Слайд) За окнами сейчас зима. Обратите внимание на вид из окна, какая у нас сегодня погода, какое настроение сегодня у природы? (ответы детей)

О чем же мы сегодня будем беседовать? Сегодня на уроке мы будем беседовать о красоте зимней природы.

Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!) Слайд)

- Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.

Природа зимой затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало - словно волшебница околдовала природу.

Как мы назовем тему нашего урока???

«Тему нашего урока я назвала строками из стихотворения великого русского писателя Ф.И.Тютчева:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…». (Слайд - тема урока)

Видео.

Действительно волшебный лес, рассмотрим с вами работы художников, фотографии, рисунки детей прошлых лет.

- Мы можем стать художниками-волшебниками, попасть в сказочный лес, затем ее изобразить.

Цель урока: Увидеть красоту родной природы.

Какие же задачи поставим для нашего занятия???

  1. Быть внимательными, узнать много нового
  2. Учиться рисовать и быть аккуратными
  3. Выполнить творческую работу

Беседа по теме урока

Наша земля богата красивыми лесами, уголками нашей земли. Природа очень красива в любое время года.

Эпиграфом урока являются слова О.Рязановой (Слайд)

Вопрос: А какие же краски выбирают художники, чтобы передать красоту зимней природы?

Перед нами портрет великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Он с детства любил природу, изучал и любовался красотой деревьев, Он был влюблен в русский лес. Его друзья говорили, что Шишкин жил и жив своими деревьями и травами. Его работы как живые. (Слайд)

1. Обратить внимание на картину «Зимний лес» (Слайд)

2. Беседа по картине «На севере диком» (Слайд)

Вопрос: Какое настроение художник передал в своей работе7

Учитель: Какие краски применил художник?

3. Беседа по картине «Зима» (Слайд)

Самая известная работа художника И.И.Шишкина «Зима».

О чем рассказал нам художник, что его удивило? (красота зимнего леса, укутан снегом). Какой это лес? (старый, дремучий, непроходимый, еловый бор.) Почему вы решили, что это старый, дремучий лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, мощные, с толстыми стволами, лесные богатыри). А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы упавших старых деревьев, кое-где стволы елей уже наклонились, но они еще не упали). А есть ли здесь маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. Видите ли, вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли, вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку загадал нам художник. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, радостная, звонкая? Да, картина тихая, спокойная, негромкая. Вам понравилась картина?

4. Художник пишет картины. А музыкант может изобразить природу? А какую музыку можем услышать в этой картине? (ответы детей)

(звучит музыкальное произведение известного русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года».)

Экскурсия по зимнему лесу продолжается.

  1. Фото
  2. рисунки детей прошлых лет.

Физкультминутка (Слайд)

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Вот утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
И домой к себе вернемся.

Вопрос: Какие цвета мы увидели в нашем волшебном лесу? (ответы детей)

Снег зимой какого цвета? (Слайд)

Объяснение задания. (Слайд) Мы рассмотрели работы русского художника, фотографии, рисунки детей. И наша задача выполнить зимний пейзаж в живописи постараться передать настроение природы

Задание: Изобразить сказочный лес.

Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж.

Практическая часть урока

Задание 1: Изобразить разные деревья, 1-2 вида деревьев. Для изображения темных деревьев берем синий, коричневый, фиолетовый цвет, а для светлых - возьмем белую гуашь.

- Деревья растут вверх, на первом плане - большие, а чем дальше - меньше.

- С чего начнём изображение дерева? (со ствола).

- Дерево, может быть старым, могучим, с толстым стволом.

- Или тонким, хрупким, как у молодой берёзки.

Физкультминутка. (Слайд)

Снегопад

Белые снежинки
В воздухе кружатся
И на землю тихо
Падают, ложатся.

Задание 2: Нарисовать снег на ветвях деревьях.

- Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьях, чтобы он был пушистым? (методом тычка или сухой кисточкой)

- Что нужно помнить при этом? (краска должна высохнуть, перед тем, как положить белую)

Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой или в технике рисования пальчиком, наносятся блики и тени.

Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.

Подведение итога, выставка работ

Детские работы вывешивается на доске оценивают, выявляют самые яркие по содержанию работы. работы. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).

Учитель: Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо!

Обобщение, закрепление нового материала.

- Пейзажи, какого русского художника мы рассмотрели на уроке?

- Назови русского композитора, написал музыкальную композицию

  • Что нового на уроке вы узнали?
  • Чему вы научились?
  • Где вам пригодятся полученные знания?
  • Понравился ли вам урок и почему?

Вывод: Природа прекрасна в любое время года. Но особенно красива зимой. Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в волшебное царство.

Любите природу в любое время года и берегите ее.

В завершение урока звучит песня «Что такое зима?»

Учитель дарит всем снежинки с поздравлением на Новый год.

Урок заканчивается уборкой рабочего места.

Слайд. Спасибо за урок!