Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.
Что такое «функциональная грамотность»?
- Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
- Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области.
День Единого текста - это организационно педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. В Дне Единого текста могут участвовать все классы школы, классы по параллели или один класс. Главное, что все уроки в этот день проводятся по одному тексту.
День Единого текста - это технология смыслового чтения.
При подборе текста нужно учесть, что содержание должно затрагивать актуальные для школьников проблемы и вызывать интерес у учащихся разных возрастов. Важно, чтобы информация содержала термины, цифры и научные факты.
Составляя задания к тексту, учитель может использовать дополнительные научные или статистические данные, видео, фото и иллюстрации. Текст не должен быть большим, иначе с ним будет трудно работать. Он должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки, заключённые в словах, словосочетаниях, таблицах и т.д.
В 2023 году в День Единого текста нам был предложен текст, посвящённый празднованию Китайского Нового года.
С учениками 4 класса мы работали с одним текстом в течение всего учебного дня.
Литературное чтение.
- Первичное знакомство с текстом.
- Приём «Чтение с остановками».
- План текста.
- Приём «Тонкие и толстые вопросы».
- «Синквейн».
- Ребусы.
Русский язык.
- «Кластер» - Части речи.
- На определённой части текста идёт работа по теме урока «Предложение с однородными членами предложения».
Математика.
- Решение заданий, используя материал текста.
- Находить, извлекать и использовать информацию из текста.
- Структурирование информации в таблицу. Нахождение закономерности.
Технология. Изготовление подвижной игрушки символа года.
Плюсы данной технологии для учителей: уникальный банк заданий, формирующих функциональную грамотность, УУД, по разным предметам, для разных возрастов. Решения задач, которые не найдешь в справочниках и решебниках, и носящие метапредметный характер.
Плюсы для учеников:
- повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития функциональной компетенции школьников, и они понимают, что на уроке главный источник информации - это текст.
Минусы:
- отсутствие мотивации у учителей,
- сложность выбора текста, так как надо увидеть в нем поле деятельности для различные учебных предметов.
Задания по математике
1. Когда будет следующий год Черного Водяного Кролика?
2. Сколько лет будет в этом году со дня Синхайской революции?
3. Сколько стоит китайский фонарик?
4. Ваня родился 1 февраля 2001 года в год Змеи. Его брат Витя родился ровно через 12 лет - 1 февраля 2013 года. В год какого тотемного животного родился Витя? Почему?
Сведения о наступлении Китайского Нового Года с 20000 по 2015 гг. приведены в таблице.
Год |
Начало китайского года |
Животное года Китай / (Япония) |
2000 |
5 февраля |
Дракон |
2001 |
24 января |
Змея |
2002 |
12 февраля |
Лошадь |
2003 |
1февраля |
Коза |
2004 |
22 января |
Обезьяна |
2005 |
9февраля |
Петух |
2006 |
29 января |
Собака |
2007 |
18 февраля |
Кабан (Свинья) |
2008 |
7 февраля |
Крыса (Мышь) |
2009 |
26 января |
Бык (Корова) |
2010 |
10 февраля |
Тигр |
2011 |
3 февраля |
Кот (Кролик) |
2012 |
23 января |
Дракон |
2013 |
10 февраля |
Змея |
2014 |
31 января |
Лошадь |
2015 |
19 февраля |
Коза |
5. Перед вами копилка чудовищ по имени Нянь.
А)Найдите двух одинаковых. Соедините их линией.
Б) Заполните таблицу.
Нянь |
Наличие рога |
Есть или нет
|
Цвет глаз |
|
|
Количество зубов |
|
|
Форма зубов |
|
|
Форма рта |
|
Проанализируйте таблицу и копику чудовищ. Найдите и запишите две закономерности, которые позволят разделить копилку на 2 части.
Если глаза ..................................,
то ................................................
Если глаза ..................................,
то ................................................
Докажите свои закономерности. Поставьте возле чуловищ, которые подтверждают первую закономерность, цифру один, а возле чудовищ, которые подтверждают вторую закономерность, цифру 2. Если у вас возле каждого чудовища одна цифра, вы правильно нашли закономерности.