Цели занятия:
- Продолжать знакомить с народным промыслом - русским кружевом.
- Закреплять знания о кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.
- Закрепить рисование в технике - рисованию манной крупой, учить составлять узор на круглой форме.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями.
Материал.
- Выставка маленьких и больших кружевных изделий.
- Проектор, клеенки, фартуки, заготовки круглой формы, клей, манная крупа в розетках.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату, встают вокруг выставки кружев.
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц?
(ответы детей)
Молодцы, дети.
Воспитатель. Есть в нашей великой стране старинный город Вологда который всегда славился и славится своими кружевами. Какой город славится кружевами?
(ответы детей)
Воспитатель. Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. Смотрите, здесь письмо.
«Здравствуйте, ребята! Мы кружевницы из города Вологды обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Скоро в нашем городе состоится выставка наших кружевных изделий, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Кружевницы».
Поможем кружевницам-мастерицам?
Дети. Да! Конечно!
Воспитатель. Молодцы! Но перед этим давайте поиграем.
Хоровод «Матрешки»
Воспитатель. Отдохнули? А теперь давайте поработаем. Мы сейчас превратимся в мастеров. Для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым.
Воспитатель. Ребята как же нам быть? Коклюшек которыми плетут кружева у нас нет. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным но знакомым для всех способом - с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат формы круглые. Их мы и будем украшать. (Воспитатель показывает образцы нарисованные манной крупой, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?
Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.
Воспитатель. Все верно. Молодцы. А начнете рисовать вы клеем. С помощью клея нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Затем нужно посыпать свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты крупой .После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.
С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?
Дети. Засыпать манкой весь рисунок.
Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше из центра круглой формы. Все запомнили?
Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Ваша задача - сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.
Самостоятельная работа детей
Играет музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу.
Дети составляют узор и наносят его клеем на пластинку.
Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)
Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам.