Способы формирования орфографической зоркости у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


Важнейшая роль в достижении целей и задач, стоящих перед начальными школами это изучение родного языка.

В современной школе основной задачей преподавания русского языка младшим школьникам является формирование навыков проверки орфографии. Это один из компонентов общей речевой культуры, обеспечивающий точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении.

Русская начальная школа накопила богатый опыт правописания учащихся начальной школы, изученный в трудах таких великих учителей, как К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, Д.И.Тихомиров, В.А.Флеров, а также в исследованиях методистов и психологов послереволюционного периода, М.В.Ушакова, Н.С.Рождественский, Д.Н.Богоявленский, Т.Г.Рамзаева и другие [4, с. 11].

Мы связываем с развитием орфографического восприятия у младших школьников повышение эффективности обучения правописанию с развитием орфографического восприятия.

Однако решение проблемы правописания возможно только в том случае, если учащийся видит объект правила - образец правописания, и только найдя его, можно решить вопрос о его конкретном написании. Это означает, что способность распознавать орфографический шаблон, называемая орфографической бдительностью, является базовым навыком правописания, первым этапом в изучении орфографии, ключом к грамотному письму. Неспособность различать орфографические ошибки при написании является одной из основных причин, препятствующих развитию навыков правописания. Дети пишут с ошибками, в полной уверенности, что пишут правильно, и забывают запомнить заученные правила [10, с. 28].

Первые шаги на пути к изучению родного языка всегда самые трудные. Дальнейшее успешное преподавание любой школьной дисциплины во многом зависит от того, как формируются основы орфографической грамотности на начальном этапе обучения. В практике начальной школы используются различные вспомогательные средства. Поэтому необходимо понимать не только общие подходы к изучению орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы и учебника.

Если не скорректировать этот процесс, не помочь ученику в начальной школе, то к среднему возрасту можно получить неграмотность в русском языке, отвращение к творческим письменным заданиям и неразвитость устной речи [3, с.21].

Поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение грамотности учащихся. Поскольку навыки правописания развиваются в процессе деятельности и являются результатом повторяющихся действий, в обучении правописанию большое внимание уделяется изучению закономерностей такой деятельности и поиску путей и средств повышения эффективности обучения правописанию с учетом этих закономерностей. П.С.Жедек выделяет два этапа воздействия на правописание:

  • постановка задачи правописания (выбор правописания);
  • решение проблемы правописания (выбор письменного символа в соответствии с правилом) [11, с. 8].

Автор рекомендует эффективные методики, успешно применяемые в педагогике, для формирования орфографической проверки.

1) Письмо с произношением (групповое и индивидуальное).

Буква с произношением отличается большим количеством орфографии, точностью и почти полной безошибочностью. Произношение - это своего рода предупреждение об ошибке. И если ученик вдруг произнесет слово с ошибкой, класс и учитель вовремя предотвратят проблему, то есть исправят эту ошибку.

2) Аннотированное письмо с орфографическим указанием.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, поскольку учащийся не просто фиксирует орфографию, но и объясняет ее. Комментируя или анализируя орфографию, ученик прежде всего находит объект объяснения, то есть орфограмму.

3) Визуальный диктант.

На доске написано несколько предложений или текста. Этот текст читается выразительно, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения правописания слова, объясняется их написание, произносятся отдельные слова. Затем текст закрывается, и дети пишут его под диктовку учителя. После написания заказывается проверка (самопроверка, взаимная проверка) написанного диктанта [7, с. 40].

4) Нажмите на диктовку.

Во время диктанта учитель стучит по столу, когда произносит слово с орфограммой. Этот стук заставляет ученика задуматься.

5) «Секрет письма зеленой ручкой».

Используя эту технику, дети выполняют письменные задания в тетрадях следующим образом: как только появляется правило, начинает действовать зеленая ручка. Чем больше изучается орфография, тем чаще загорается зеленый свет в тетрадях учащихся.

6) Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.

Во время работы на уроке встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и заносятся в словарь.

Можно сделать творческое домашнее задание: выписать слова с непроверяемыми орфограммами из прочитанного текста для литературного чтения.

При проверке учитывается следующее: правильный выбор слов и количество слов.

Кроме того, можно организовать конкурс на «Лучший словарь».

7) Каковы графические упражнения?

В методике преподавания русского языка существует ряд факторов, влияющих на развитие орфографии. Любой навык правописания может быть достигнут только с помощью упражнений, то есть ритмичных движений пишущей руки. Сама рука, двигаясь вдоль линии, создает графическое изображение слова, «запоминает» его, а затем автоматически записывает. Поэтому списывание является наиболее продуктивным упражнением в развитии двигательного фактора рук [3, с. 15].

Правописание развивается постепенно в ходе различных видов деятельности: анализа и синтеза речи - подбора звуков и букв, морфем (корень, приставка, суффиксы, окончания), при чтении, написании под диктовку, копировании, которые усложняются соответствующими заданиями. Для успешного развития бдительности очень важно настроить самих учеников на ее развитие.

Память также играет важную роль в формировании орфографии: при запоминании написания слов и их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, моторный и умственный (логический). И учитель должен выбрать специальные задания, упражнения, которые позволят включить в действие все эти факторы. В то же время мы должны стремиться к тому, чтобы каждый, даже самый маленький участник урока, не только учил, но и развивался. Любой вид деятельности, который, казалось бы, направлен только на обучение учащихся, при изменении цели может быть легко преобразован в развивающий [4, с. 20].

Для формирования орфографической грамотности необходимо использовать принцип проблемного обучения, который проявляется в логике учебного процесса, содержании учебного материала, методах организации и управления учебной деятельностью учащихся, структуре преподавания и формах контроля преподавателя над процессом и результатом деятельности.

В классе учитель должен быть исследователем и диагностом. В течение длительного времени необходимо фиксировать информацию о типичных ошибках учащихся в диктантах и сочинениях. Сравнение статистических материалов по годам позволяет получить четкое представление о тенденциях, повышающих (или понижающих) уровень грамотности учащихся в целом или по определенным типам правил. И после этого нужно искать причину возникших трудностей.

Интерес к теме и развитие орфографии невозможны без работы со словарем. По большому счету, весь урок русского языка - это работа со словом. Через слово учащиеся знакомятся и понимают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. Поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и пониманию всех его составляющих [13, с.32].

Практика показывает, что большую часть словарного запаса можно проверить по языку оригинала. Такая проверка может быть проведена с помощью этимологического анализа слова, этимологической справки, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении и помогает уточнить исторический состав слова. Часто обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Таким образом, этимологический анализ обеспечивает значение слова, повышает правильность и безошибочность запоминания непроверенных вариантов написания.

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, поскольку способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности. Игровая форма обучения создается в классе с использованием игровых приемов и ситуаций, которые помогают эффективно и интересно осваивать сложные темы, а также побуждают и стимулируют учащихся к обучению.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографии дает хорошие результаты, способствует умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, бдительность, учит детей анализировать и синтезировать. Дети изучают базовые орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают трудности с написанием, и учатся видеть орфограммы, которые еще не изучены.

Список использованных источников

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
  2. Бабайцева В.В. Принципы русской орфографии // Русский язык в школе. - 2020. - № 3. - С. 33-38.
  3. Буркова Т.В. Грамматико-орфографические упражнения на уроках русского языка в начальной школе. - Магадан: Издательство СВГУ 2020. -139 с.
  4. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости // Начальная школа. -2019. - № 6. - С. 16-22.
  5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 16, 63.
  6. Еськова Н.А. Популярная и занимательная филология. - М.: Флинта: Наука, 2021. - 176 с.
  7. Зыкова Е. Н. Развитие орфографической зоркости // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. - С.10-15.
  8. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости и младших школьников // Начальная школа. - 2020. - № 3. - С. 61-63.
  9. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. -М.: Эксмо Пресс, 2022. - 368 с.
  10. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 2018. - 306 с.
  11. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. - М.: Высшая школа, 2019. - 462 с.
  12. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.М. Методика начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 2020. - 415 с.
  13. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. - М.: Просвещение, 2019. - 239 с.
  14. Новикова Л.С. Орфографическое программирование как один из способов формирования орфографической зоркости младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. - №30-2. С.8-13.
  15. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. - 2020. - № 6. - С. 71-73.
  16. Парубченко Л.Б. Орфографические ошибки как лингвистический материал (о «Словаре ошибочных написаний школьников» В.Я.Булохова) // Русская словесность. - 2021. - № 8. - С. 71-73.
  17. Селезнева М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. - 2020. - № 1. - С. 81-83.
  18. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 2019. - 383 с.