Введение
В образовательных школах очень часто стало встречаться такое понятие как инклюзивное образование. Дети, находящиеся на инклюзивном образовании не могут воспринимать материал урока или занятия так, как здоровые дети.
Для детей с ОВЗ существует свой образовательный маршрут, который включает в себя физические и психические особенности ребенка. Им бывают особенно сложны предметы математической направленности, а бывает и наоборот.
Очень важно не только заинтересовать ребенка во время занятия, но и помочь ему отложить в памяти пройденный материал. Это позволит ему пользоваться полученными знаниями. В этом очень эффективен такой прием, как интеграция предметов. Когда в один предмет незаметно включен абсолютно другой предмет изучения. Например, в предмет математики включен английский, в предмет рисования - география и так далее.
Детям становится интересен сам процесс изучения темы, он необычен и более активен. Нестандартность занятия, смена разных видов работ всегда способствует повышению внимания. Действия меняются, и ребенок воспринимает занятие как игру. Интеграцию обычно применяют курсами, или отдельными занятиями (уроками). Это современный подход в образовательных школах, так же вполне может использоваться и в дополнительном образовании.
В работе с особенными детьми, всегда ищешь возможность их заинтересовать. Иногда их поведение нельзя предугадать, приходится идти навстречу, и уходишь от заданной темы. Поэтому здесь, интересен ребенку необычный подход, то, что он еще не делал, что-то необычное и не стандартное. С особенными детьми интеграция позволяет занятию быть более эффективным.
Цель методической разработки: познакомить воспитанников с новым изобразительным материалом в интеграции с предметом математики (геометрические фигуры - треугольник).
Актуальность методической разработки заключается в том, что ребенок на занятии по изобразительной деятельности, незаметно для себя повторяет полученные знания на уроке математики. При этом знакомится с новым материалом и темой в изобразительном искусстве.
Тема занятия «Осень» (знакомство с песочным рисованием по трафарету и кистью), интеграция предметов математики и изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методическая разработка направлена на возраст начальных классов. Повторением школьного предмета математики, тема - «Геометрическая фигура треугольник».
Основная часть
В основной части мы рассмотрим ход занятия.
1. Организационный момент
Повторение пройденного материала в предмете математики
Здравствуйте, ребята, наступила осень, и яркие листочки тихо падают на землю. Давайте мы так же тихо присядем за свои рабочие места.
Мне известно, что в школе вы не так давно познакомились с новой геометрической фигурой - треугольником. Давайте немного вспомним об этой фигуре. Скажите, пожалуйста, где мы можем встретить треугольник? В каких предметах можно его увидеть? (дети перечисляют).
Посмотрите, ребята, эта звездочка оказалась у нас не случайно, на ней спрятались треугольники. (На доске изображена звезда). Давайте посчитаем, сколько треугольников спряталось на звездочке. (Дети считают, педагог обводит ярким маркером).
Когда наступает осень, что происходит с природой? (дети отвечают)
Осенью часто идет дождь, и чтоб укрыться от дождя нам очень помогает зонтик (педагог раскрывает настоящий зонтик). Ребята, какую фигуру он напоминает? (Дети отвечают, на треугольник).
2. Введение в тему занятия
На столе представлены разные сыпучие материалы.
Тема сегодняшнего занятия «Осень», и сегодня мы познакомимся с необычным материалом для рисования и необычной техникой. Я приглашаю вас подойти к первой парте. Вы можете взять в ладошки любой представленный сыпучий материал, прикоснитесь к каждому материалу в чашечках. (С помощью тактильных ощущений дети сравнивают каждый сыпучий материал, который находится в разных чашечках). Какой он на ощупь (колючий или мягкий, крупный или мелкий, гладкий или острый). Дети отвечают на вопросы, сравнивают.
Молодцы ребята, а сейчас давайте проведем небольшую разминку.
3. Физминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Дети встают и кружатся на одном месте)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (Садятся на корточки)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (Снова встают и кружатся)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (снова садятся на корточки)
Практическая часть
Молодцы, ребята, а сейчас я приглашаю вас к песочному столу. (Педагог объясняет технику безопасности).
На каждом столе находится цветной песок (красный, желтый или оранжевый цвет, трафареты листьев (обычный и сквозной), кисть для рисования). Ребята, что напоминают нам представленные цвета? (дети отвечают, цвета осени).
Возьмите, пожалуйста, трафарет вырезанный внутри.
Трафарет кладется на стол для песка, обязательно на чистое от песка место. Внутрь трафарета насыпается песок, тонким слоем. Трафарет аккуратно поднимается и остается рисунок. Используется обычный трафарет, и песок насыпается лишь по его краю, когда трафарет поднимается, то остается рисунок по краю.
Дети используют разные трафареты, в это время играет аудиозапись музыки П.И.Чайковского "Времена года".
После использования трафаретов педагог предлагает применить в работе кисть.
Отложите, пожалуйста, трафареты в сторону, и возьмите в руки кисть. Обычно мы рисуем кистью на бумаге и используем для этого краски. Но оказывается кистью можно рисовать и на песке.
Насыпьте тонкий слой песка на стол, (педагог демонстрирует процесс). Возьмите кисть и нарисуйте любой осенний листочек. В серединке листочка всегда есть прожилки, их можно нарисовать, используя другую сторону кисть (ее черенок). Получается красивый осенний листочек.
Здесь ребенок должен самостоятельно нарисовать любой осенний листочек. Использовать не только щетину, но и черенок кисти (если сложно, можно обвести по краю трафарета).
Молодцы, ребята, у вас получились настоящие осенние листья. Некоторые листочки тоже могут напоминать нам треугольник.
Подведение итогов
А теперь я приглашаю вас присесть за свои рабочие места.
Давайте вспомним, какую геометрическую фигуру вы изучали в школе? (дети отвечают)
В каких предметах, мы можем встретить эту фигуру? ( дети перечисляют)
С каким необычным материалом вы сегодня познакомились и какими способами вы сегодня рисовали листочки? (дети отвечают на вопросы)
Рефлексия
Молодцы! На ваших столах лежат три листочка разных цветов.
- Красный цвет говорит, что вам все очень понравилось.
- Желтый - что-то вы не поняли, поэтому вам не очень понравилось.
- Зеленый - что вам совсем ничего не понравилось.
В дождливый осенний день, на наш зонт упало немного листьев.
Выберите тот цвет, который подходит к вашему настроению, и прилепите его к зонтику.
Молодцы, ребята, у нас получился чудесный осенний зонт. Вы все сегодня потрудились, и наше занятие подошло к концу.
Вы свободны ребята, до свидания!
Заключение
В заключение хочется сказать, что у каждого ребенка получается выполнить задание. Они часто отвлекаются и переходят к другому выполнению задания. По этому, не успевают устать. Очень увлеченно работают с трафаретом, активно применяют тактильные ощущения, когда касаются разных сыпучих материалов. Особенно интересен, оказался кинетический песок. Представленная методическая разработка может активно использоваться не только для детей с ОВЗ, но и применяться для детей возраста 6 лет или начальных классов.
Список используемых источников
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изо-деятельности - М. ТЦ "Сфера", 2002.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.
- Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Европейский дом, 2000.