Образовательная игра-квест "Безопасный Интернет"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: игра-квест


Направленность: техническая.

Цель: способствовать формированию навыков грамотного использования Интернета в рамках познавательной и досуговой деятельности школьников, умения распознавать и реагировать на различные виды угроз в сети Интернет.

Задачи:

  • способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
  • способствовать формированию навыков безопасного нахождения в сети Интернет;
  • способствовать формированию умений работать в команде.

Сценарий образовательного квеста «Безопасный Интернет»

Этапы работы над квестом:

1. Постановка цели

Участники знакомятся с темой. Создаются команды, даются инструкции.

2. Основная часть

Предполагает работу в команде на общий результат. На данном этапе осуществляется прохождение станций квеста, выполнение заданий.

3. Рефлексия

В заключение суммируется опыт, который был получен участниками при выполнении работы.

Необходимые материалы:

  • Ноутбуки с доступом в интернет (по 2 шт на 2 станции).
  • Маршрутный лист: содержит информацию об очередности прохождения станций для каждой команды (шаблон маршрутного листа распечатывается по количеству команд).
  • Артефакт: в зависимости от существующих ресурсов и интересов участников (кусочек пазла, звездочка, буква, просто отметка в маршрутном листе). Можно ввести дополнительные награды за скорость, смекалку и т.д.
  • Атрибутика на станциях: каждое задание индивидуально требует своего набора атрибутов. Атрибутика и содержание задания может меняться в зависимости от особенностей конкретной образовательной организации
  • Таймер: роль таймера может выполнять централизованный звонок, громкая связь.
  • Дидактические материалы для каждой станции (см. Приложение 2)
  • 2 робота, конструкции которых позволяют перемещаться по ровной поверхности, с возможностью управления перемещением с помощью смартфона или пульта.
  • воздушные шары разных цветов (по 6-8 шаров на каждую команду).

Станции:

  • 1 Станция «Цифровой след»
  • 2 Станция «Ребусы»
  • 3 Станция «Парольная»
  • 4 Станция «Ситуации»
  • 5 Станция «ip-адресная»
  • 6 Станция «Сэлфи».

Ключевые роли:

Ведущий: встречает участников, проводит вводный и заключительный этапы, погружая участников в тематику и подводя итоги.

Наставник: назначается на каждую из команд из числа педагогов или волонтеров сопровождает команды по станциям, следит за соблюдением правил и дисциплины, помогает организоваться, но не помогает в прохождении заданий станций, отмечает награды в маршрутном листе! Следит за таймингом, если нет централизованного оповещения о завершении прохождения станции.

Инструктор: по числу станций, встречает участников на станциях, объясняет задание и проводит инструктаж, следит за честностью, выдает артефакты или начисляет баллы по итогу выполнения задания

ЭТАП 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Рекомендованное время: 5 минут.

Задание/активность: Приветствие участников, деление на команды, выбор капитана, ознакомление с правилами квеста, вручение раздаточного материала (маршрутный лист).

Риски этапа: участникам сложно поделиться на команды.

Варианты минимизации рисков: участникам разбиться на команды помогает ведущий, используя одну из игровых техник, описанную ниже.

Описание активностей этапа.

Участники собираются в едином пространстве (например, фойе).

Ведущий: Здравствуйте участники IТ-квеста! Как настроение? У кого настроение «высший класс», помашите рукой! У кого настроение «так себе»?

(участники отвечают).

Вступительное слово: Тему квеста я вам намеренно не сообщаю. Вы её отгадаете сами. А чтобы отгадать, вам понадобятся подсказки, которые вы получите на станциях, пройдя этапы квеста. Вам предстоит выполнить задания, правильность которых будет оцениваться буквой-ключом. В итоге у вас должна получиться фраза-главная цель квеста.

(Объясняю правила игры.) Вы получите маршрутные листы с названиями станций. За каждую станцию вы можете получить максимум 3 балла: один - за правильное выполнение задания, второй - если поставили рекорд, то есть команда выполнила первой, третий - за креативность, то есть за оригинальное и творческое прохождение уровня. А также букву-ключ.

Деление на команды

Деление можно произвести любым известным ведущему способом, либо воспользовавшись примерами:

Дерево* Из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников. Ведущий контролирует очерёдность выбора.

Открытка пазл* Несколько открыток (по числу команд) разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки.

Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.

Зеркало* Один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека

Ведущий: Отлично, у нас имеются 5 команд. Вы готовы пройти испытания и стать настоящей крутой командой!

(участники отвечают).

Нейминг команд

К каждой из сформированных команд приставляется свой наставник. Наставнику в руки выдается маршрутный лист.

Ведущий: Прежде, чем мы начнем нашу игру, давайте придумаем название вашим командам!

Названия команд пишутся сверху маршрутного листа (если есть время, то еще можно кричалку, талисман команды и т.д).

- Названия придуманы, начнем! Перед вами маршрутный лист, каждая команда начинает свое путешествие со своей станции, на которой вас ждет задание, за прохождение которых вы получите награды. По одной звездочке у вас уже стоит за этот уровень! Помните, что время на выполнение 10 мин.

Ведущий: Вы готовы? (участники отвечают) Тогда поехали!

(команды расходятся по станциям)

ЭТАП 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рекомендованное время: 10мин. на каждой станции.

Задание/активность: участникам необходимо выполнить задание на каждой станции, собирая артефакты.

Риски этапа: участникам трудно выполнить задание.

Варианты минимизации рисков: инструктор задает наводящие вопросы, помогает с решением задач.

Станция №1 "Парольная"

Задание: Ребята, вы попали на станцию «Парольная». С помощью управляемого робота вам предстоит пройти трассу, при этом каждый раз забирая часть пароля, который состоит из 8 символов. Этот артефакт вам понадобиться на следующей станции.

После прохождения задания наставник с командой обсуждает, какой пароль самый надежный.

(Надежность пароля - это мера эффективности пароля против угадывания или атак грубой силы. В своей обычной форме он оценивает, сколько испытаний потребуется в среднем злоумышленнику, не имеющему прямого доступа к паролю, чтобы угадать его правильно.)

Содержание: Участники проходят трассу на время. (10 мин.), при этом каждый раз забирая часть пароля 8 символов. Наставник на интерактивной доске обсуждает какой пароль самый надежный.

Подсчет результатов

Если больше половины ребят из команды успешно справились с заданием, то команде вручается буква-ключ.

- Молодцы! / Не расстраивайтесь, что не вышло, здесь дело в тренировке!

Реквизиты: Роботы, части пароля (8 шт), буквы-ключ.

Станция №2 «Ребусная»

Задание: перед вами лежат перевернутые ребусы. Ваша задача - разгадать как можно больше ребусов, запоминая первую букву угаданного слова. Из этих букв вам надо сложить слово- пароль, это и будет разгадка к следующей станции.

Подсчет результатов: если команда разгадала большую половину ребусов и собрала слово, то команде вручается буква- ключ

Содержание: Ребята разгадывают ребусы, также запоминая первую букву угаданного слова. Из запомнивших букв собирают слово. На следующей станции это будет пароль к электронной почте, на которой участники будут обсуждать электронные письма
Можно загадать слово «Вирус»

Реквизиты: ребусы, буквы-ключ.

Станция №3 «Ситуации»

Задание: Получив на предшествующих станциях логин и пароль, вы заходите на почту и читаете электронные письма с ситуациями, которые могут произойти с любым человеком. Посоветовавшись с командой, даёте полный четкий ответ.

(Приложение 2 (письма для станции «Ситуации))

Подсчет результатов: если команда обсудила большую половину писем, то команде вручается буква-ключ.

Реквизиты: ноутбуки (если нет ноутбуков - можно воспользоваться распечатанными пронумерованными письмами(см. приложение 2) , буквы-ключ

Станция №4 «IP-адресная»

Задание: На нашей станции потерян доступ к интернету. Ваша задача, отыскать IP-адрес, спрятанный в шариках и восстановить доступ в Интернет.

Мы вам даем несколько подсказок: фрагменты IP-адреса вы найдете, если разгадаете загадки:

Формой я бываю разной.
Цвет: зелёный, белый, красный,
Жёлтый, синий, голубой,
Обожаю цвет любой.
(Воздушный шар)

Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ... (Красный).

Подсчет результатов: если команда нашла все фрагменты IP-адреса, правильно восстановила доступ в интернет, то команде вручается буква- ключ.

Реквизиты: разноцветные шары, буквы-ключ, распечатанные IP-адреса вложенные в шары.

Станция №5 «Цифровой след»

Задание: С помощью шаблонов(см. приложение 2) на станции «Цифровой след» следует отыскать человека по ФИО, его возраст, увлечения, адрес, место работы и т.д. Далее наставник обсуждает с участниками безопасность в сети Интернет.

Как же защитить свои персональные данные?

  1. Меняйте пароли и избегайте слабых комбинаций.
  2. Заведите дополнительный почтовый ящик.
  3. При покупках в интернете пользуйтесь банковской картой с небольшим объемом средств.
  4. Закройте свои аккаунты в соцсетях и включите двухфакторную аутентификацию.
  5. Не выкладывайте в соцсетях фотографии документов.
  6. Внимательно относитесь к сообщениям с гиперссылками.
  7. Проверяйте личный компьютер на наличие вирусов

Реквизиты: шаблоны, ручки(фломастеры), буквы-ключ.

Станция: «Селфи» (может быть зона каворкинга, зал, фойе)

На станции «Сэлфи» команды по очереди выполняют задание.

Задание: «Скульптура»

Капитан команды создает скульптуру большой дружной семьи, обязательно выполняющую какое-либо действие. После создания скульптор должен сделать селфи со своей скульптурой

Ведущий: Сейчас мы с вами узнаем, какая же команда набрала больше всех баллов! Прошу наставников сдать маршрутные листы.

Пока ведется подсчет набранных командами баллов - проводиться рефлексия.

ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИЯ

Участники собираются в едином пространстве.

Рекомендованное время: 10 мин.

Задание/активность: Анализируем, что получилось, что нет.

Варианты рефлексии:

1) После проведения квеста всем участникам дается задание: на чистом листе бумаги формата А3 составить карту , на которой игроки должны отразить не только маршрут игры, но и свои впечатления от проведенного мероприятия.

2) Можно заполнить подготовленную таблицу:

- Как прошла игра?

- Сложные были задания?

- А какое запомнилось больше всего?

3) Можно воспользоваться игрой «Нарисуй Смайлик» (если понравилась игра-смайл с улыбкой, если нет-грустный.) Смайлы прикрепляют на доску.

Завершающее слово: Ну вот, вы прошли все испытания, и сейчас попробуем собрать из ваших подсказок фразу-название нашего квеста. (участники складывают буквы - получается БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ) Это и есть тема нашего игрового квеста ! Поздравляю вас! Я уверена, что Вы получили навыки, необходимые для обеспечения Вашей безопасной и корректной работы в сети Интернет. Но для того, чтобы Всемирная паутина вас не поглотила, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в Интернете.

Поздравляю вы справились со всеми испытаниями и по праву можете называться командой!

Перечисление вышедших вперед команд.

Далее идет награждение победившей команды (можно вручить медали), всем ребятам можно вручить небольшие призы и подарки, сертификаты за участие в игре

Ведущий: Спасибо вам, ребята! Вы с большим успехом прошли задания квеста и разгадали ключ к нашей системе. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас.

Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз! Приучайтесь не «проводить время» в Интернете, а пользоваться полезными возможностями.