Направленность: техническая.
Цель: способствовать формированию навыков грамотного использования Интернета в рамках познавательной и досуговой деятельности школьников, умения распознавать и реагировать на различные виды угроз в сети Интернет.
Задачи:
- способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- способствовать формированию навыков безопасного нахождения в сети Интернет;
- способствовать формированию умений работать в команде.
Сценарий образовательного квеста «Безопасный Интернет»
Этапы работы над квестом:
1. Постановка цели
Участники знакомятся с темой. Создаются команды, даются инструкции.
2. Основная часть
Предполагает работу в команде на общий результат. На данном этапе осуществляется прохождение станций квеста, выполнение заданий.
3. Рефлексия
В заключение суммируется опыт, который был получен участниками при выполнении работы.
Необходимые материалы:
- Ноутбуки с доступом в интернет (по 2 шт на 2 станции).
- Маршрутный лист: содержит информацию об очередности прохождения станций для каждой команды (шаблон маршрутного листа распечатывается по количеству команд).
- Артефакт: в зависимости от существующих ресурсов и интересов участников (кусочек пазла, звездочка, буква, просто отметка в маршрутном листе). Можно ввести дополнительные награды за скорость, смекалку и т.д.
- Атрибутика на станциях: каждое задание индивидуально требует своего набора атрибутов. Атрибутика и содержание задания может меняться в зависимости от особенностей конкретной образовательной организации
- Таймер: роль таймера может выполнять централизованный звонок, громкая связь.
- Дидактические материалы для каждой станции (см. Приложение 2)
- 2 робота, конструкции которых позволяют перемещаться по ровной поверхности, с возможностью управления перемещением с помощью смартфона или пульта.
- воздушные шары разных цветов (по 6-8 шаров на каждую команду).
Станции:
- 1 Станция «Цифровой след»
- 2 Станция «Ребусы»
- 3 Станция «Парольная»
- 4 Станция «Ситуации»
- 5 Станция «ip-адресная»
- 6 Станция «Сэлфи».
Ключевые роли:
Ведущий: встречает участников, проводит вводный и заключительный этапы, погружая участников в тематику и подводя итоги.
Наставник: назначается на каждую из команд из числа педагогов или волонтеров сопровождает команды по станциям, следит за соблюдением правил и дисциплины, помогает организоваться, но не помогает в прохождении заданий станций, отмечает награды в маршрутном листе! Следит за таймингом, если нет централизованного оповещения о завершении прохождения станции.
Инструктор: по числу станций, встречает участников на станциях, объясняет задание и проводит инструктаж, следит за честностью, выдает артефакты или начисляет баллы по итогу выполнения задания
ЭТАП 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Рекомендованное время: 5 минут.
Задание/активность: Приветствие участников, деление на команды, выбор капитана, ознакомление с правилами квеста, вручение раздаточного материала (маршрутный лист).
Риски этапа: участникам сложно поделиться на команды.
Варианты минимизации рисков: участникам разбиться на команды помогает ведущий, используя одну из игровых техник, описанную ниже.
Описание активностей этапа.
Участники собираются в едином пространстве (например, фойе).
Ведущий: Здравствуйте участники IТ-квеста! Как настроение? У кого настроение «высший класс», помашите рукой! У кого настроение «так себе»?
(участники отвечают).
Вступительное слово: Тему квеста я вам намеренно не сообщаю. Вы её отгадаете сами. А чтобы отгадать, вам понадобятся подсказки, которые вы получите на станциях, пройдя этапы квеста. Вам предстоит выполнить задания, правильность которых будет оцениваться буквой-ключом. В итоге у вас должна получиться фраза-главная цель квеста.
(Объясняю правила игры.) Вы получите маршрутные листы с названиями станций. За каждую станцию вы можете получить максимум 3 балла: один - за правильное выполнение задания, второй - если поставили рекорд, то есть команда выполнила первой, третий - за креативность, то есть за оригинальное и творческое прохождение уровня. А также букву-ключ.
Деление на команды
Деление можно произвести любым известным ведущему способом, либо воспользовавшись примерами:
Дерево* Из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников. Ведущий контролирует очерёдность выбора.
Открытка пазл* Несколько открыток (по числу команд) разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки.
Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.
Зеркало* Один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека
Ведущий: Отлично, у нас имеются 5 команд. Вы готовы пройти испытания и стать настоящей крутой командой!
(участники отвечают).
Нейминг команд
К каждой из сформированных команд приставляется свой наставник. Наставнику в руки выдается маршрутный лист.
Ведущий: Прежде, чем мы начнем нашу игру, давайте придумаем название вашим командам!
Названия команд пишутся сверху маршрутного листа (если есть время, то еще можно кричалку, талисман команды и т.д).
- Названия придуманы, начнем! Перед вами маршрутный лист, каждая команда начинает свое путешествие со своей станции, на которой вас ждет задание, за прохождение которых вы получите награды. По одной звездочке у вас уже стоит за этот уровень! Помните, что время на выполнение 10 мин.
Ведущий: Вы готовы? (участники отвечают) Тогда поехали!
(команды расходятся по станциям)
ЭТАП 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рекомендованное время: 10мин. на каждой станции.
Задание/активность: участникам необходимо выполнить задание на каждой станции, собирая артефакты.
Риски этапа: участникам трудно выполнить задание.
Варианты минимизации рисков: инструктор задает наводящие вопросы, помогает с решением задач.
Станция №1 "Парольная"
Задание: Ребята, вы попали на станцию «Парольная». С помощью управляемого робота вам предстоит пройти трассу, при этом каждый раз забирая часть пароля, который состоит из 8 символов. Этот артефакт вам понадобиться на следующей станции.
После прохождения задания наставник с командой обсуждает, какой пароль самый надежный.
(Надежность пароля - это мера эффективности пароля против угадывания или атак грубой силы. В своей обычной форме он оценивает, сколько испытаний потребуется в среднем злоумышленнику, не имеющему прямого доступа к паролю, чтобы угадать его правильно.)
Содержание: Участники проходят трассу на время. (10 мин.), при этом каждый раз забирая часть пароля 8 символов. Наставник на интерактивной доске обсуждает какой пароль самый надежный.
Подсчет результатов
Если больше половины ребят из команды успешно справились с заданием, то команде вручается буква-ключ.
- Молодцы! / Не расстраивайтесь, что не вышло, здесь дело в тренировке!
Реквизиты: Роботы, части пароля (8 шт), буквы-ключ.
Станция №2 «Ребусная»
Задание: перед вами лежат перевернутые ребусы. Ваша задача - разгадать как можно больше ребусов, запоминая первую букву угаданного слова. Из этих букв вам надо сложить слово- пароль, это и будет разгадка к следующей станции.
Подсчет результатов: если команда разгадала большую половину ребусов и собрала слово, то команде вручается буква- ключ
Содержание: Ребята разгадывают ребусы, также запоминая первую букву угаданного слова. Из запомнивших букв собирают слово. На следующей станции это будет пароль к электронной почте, на которой участники будут обсуждать электронные письма
Можно загадать слово «Вирус»
Реквизиты: ребусы, буквы-ключ.
Станция №3 «Ситуации»
Задание: Получив на предшествующих станциях логин и пароль, вы заходите на почту и читаете электронные письма с ситуациями, которые могут произойти с любым человеком. Посоветовавшись с командой, даёте полный четкий ответ.
(Приложение 2 (письма для станции «Ситуации))
Подсчет результатов: если команда обсудила большую половину писем, то команде вручается буква-ключ.
Реквизиты: ноутбуки (если нет ноутбуков - можно воспользоваться распечатанными пронумерованными письмами(см. приложение 2) , буквы-ключ
Станция №4 «IP-адресная»
Задание: На нашей станции потерян доступ к интернету. Ваша задача, отыскать IP-адрес, спрятанный в шариках и восстановить доступ в Интернет.
Мы вам даем несколько подсказок: фрагменты IP-адреса вы найдете, если разгадаете загадки:
Формой я бываю разной.
Цвет: зелёный, белый, красный,
Жёлтый, синий, голубой,
Обожаю цвет любой.
(Воздушный шар)Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ... (Красный).
Подсчет результатов: если команда нашла все фрагменты IP-адреса, правильно восстановила доступ в интернет, то команде вручается буква- ключ.
Реквизиты: разноцветные шары, буквы-ключ, распечатанные IP-адреса вложенные в шары.
Станция №5 «Цифровой след»
Задание: С помощью шаблонов(см. приложение 2) на станции «Цифровой след» следует отыскать человека по ФИО, его возраст, увлечения, адрес, место работы и т.д. Далее наставник обсуждает с участниками безопасность в сети Интернет.
Как же защитить свои персональные данные?
- Меняйте пароли и избегайте слабых комбинаций.
- Заведите дополнительный почтовый ящик.
- При покупках в интернете пользуйтесь банковской картой с небольшим объемом средств.
- Закройте свои аккаунты в соцсетях и включите двухфакторную аутентификацию.
- Не выкладывайте в соцсетях фотографии документов.
- Внимательно относитесь к сообщениям с гиперссылками.
- Проверяйте личный компьютер на наличие вирусов
Реквизиты: шаблоны, ручки(фломастеры), буквы-ключ.
Станция: «Селфи» (может быть зона каворкинга, зал, фойе)
На станции «Сэлфи» команды по очереди выполняют задание.
Задание: «Скульптура»
Капитан команды создает скульптуру большой дружной семьи, обязательно выполняющую какое-либо действие. После создания скульптор должен сделать селфи со своей скульптурой
Ведущий: Сейчас мы с вами узнаем, какая же команда набрала больше всех баллов! Прошу наставников сдать маршрутные листы.
Пока ведется подсчет набранных командами баллов - проводиться рефлексия.
ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИЯ
Участники собираются в едином пространстве.
Рекомендованное время: 10 мин.
Задание/активность: Анализируем, что получилось, что нет.
Варианты рефлексии:
1) После проведения квеста всем участникам дается задание: на чистом листе бумаги формата А3 составить карту , на которой игроки должны отразить не только маршрут игры, но и свои впечатления от проведенного мероприятия.
2) Можно заполнить подготовленную таблицу:
- Как прошла игра? |
|
- Сложные были задания? |
|
- А какое запомнилось больше всего? |
3) Можно воспользоваться игрой «Нарисуй Смайлик» (если понравилась игра-смайл с улыбкой, если нет-грустный.) Смайлы прикрепляют на доску.
Завершающее слово: Ну вот, вы прошли все испытания, и сейчас попробуем собрать из ваших подсказок фразу-название нашего квеста. (участники складывают буквы - получается БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ) Это и есть тема нашего игрового квеста ! Поздравляю вас! Я уверена, что Вы получили навыки, необходимые для обеспечения Вашей безопасной и корректной работы в сети Интернет. Но для того, чтобы Всемирная паутина вас не поглотила, нужно постоянно помнить о правилах безопасного поведения в Интернете.
Поздравляю вы справились со всеми испытаниями и по праву можете называться командой!
Перечисление вышедших вперед команд.
Далее идет награждение победившей команды (можно вручить медали), всем ребятам можно вручить небольшие призы и подарки, сертификаты за участие в игре
Ведущий: Спасибо вам, ребята! Вы с большим успехом прошли задания квеста и разгадали ключ к нашей системе. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас.
Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз! Приучайтесь не «проводить время» в Интернете, а пользоваться полезными возможностями.