Пояснительная записка
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца.»
В.А.Сухомлинский
Второе десятилетие XXI века для России - время формирования нравственного гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, нравственности, трудолюбия, духовности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. «Как духовное завещание святого Сергия Радонежского звучат ныне его слова: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков», - отмечается в Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всем верным чадам русской православной церкви.
Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания в гимназии и направлена на воспитание нравственности, духовности, патриотизма и формирование гражданственности, укрепления православной семьи. Программа представляет собой систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Общая характеристика содержания программы
Данную программу следует рассматривать как шаг на пути решения проблемы воспитания духовно-нравственного гражданина. Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогического коллектива гимназии, семьи, общества, всех направлений нравственного, духовного и патриотического воспитания учащихся гимназии. Данная программа содержит современное понимание значимости духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской и нравственной позиций учащихся, их патриотических чувств.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является становление нравственности и патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности учащихся гимназии с 1 по 11 класс. Воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, человека, способного проявить эти качества в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Повышение качества нравственного и патриотического воспитания обучающихся в гимназии.
- Реализация программы мероприятий духовно-нравственного и патриотического направления с последующей оценкой качества и результативности.
- Внедрение программы патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности.
- Усиление взаимодействия воспитательной работы и дополнительного образования детей, в вопросах духовного, нравственного и патриотического воспитания.
- Усиление роли семьи в нравственном, духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Основополагающие принципы работы в рамках реализации программы.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в гимназии, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обладают высоким уровнем комплексности, то есть охватывают своим воздействием все возрастные категории учащихся гимназии, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности, в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритет исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- семейное воспитание в рамках образовательных и воспитательной программ;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Программа разработана с учётом
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 - 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020г. № 2945-р),
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
- Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности:
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный и приложение примерный календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации:
- организационно-правовой формой,
- контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
- направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
- особые образовательные потребности обучающихся.
Введение
Программа «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи обучающихся 1-11 классов» представляет собой связанный единым замыслом и целью комплекс различных мероприятий, нацеленных на гармоничное развитие личности православного христианина: нормативно правовых, организационных, научно-исследовательских и методических, призванных обеспечить решение основных задач в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ГБОУ «Гимназия «Диалог», - воспитать молодых людей в духе вечных ценностей. Не так важно, какую профессию выберет наш выпускник в будущем, главное, чтобы гимназист вырос личностью, то есть человеком милосердным, неравнодушным, трудолюбивым, совестливым., максимально ответственно относящимся к своим словам и делам. Обладая этими моральными качествами в сочетании с глубокими и разносторонними познаниями, человек станет достойным гражданином своей страны и сможет применить свои таланты на благо людей.
Программа «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, обучающихся образовательного учреждения 1-11 классов» предполагает:
- работу по разным направлениям, формирующим единую воспитательную систему гимназии, направленную на дальнейшее обновление знаний с учетом традиций,
- развитие духовных качеств молодежи,
- выявление творчески одаренных детей;
- широкое вовлечение учащихся в проводимые мероприятия,
- укрепление здоровья гимназистов, применяя народные игры,
- подготовка их к труду и защите Родины.
Программа разработана на основе нормативных документов федерального и регионального уровня, а также распоряжений администрации гимназии. Программа «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, обучающихся 1-11 классов» определяет:
- цели,
- задачи,
- основные направления,
- конкретные мероприятия духовного и патриотического воспитания учащихся на 2021-2025уч. г.
и ориентирована на повышение статуса духовного, нравственного и патриотического воспитания в системе воспитания гимназии.
В условиях социальной нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров, обострения межнациональных и межличностных отношений внутри социума проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются. Главным средством воспитания нравственного гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участники образовательных отношений:
- педагогические и другие работники общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог»,
- обучающиеся,
- их родители (законные представители),
- представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог».
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации особое внимание уделяется:
- развитию личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
- формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
- бережному отношению к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог»:
- усвоение ими знаний норм,
- духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности,
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог» планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации ГБОУ «Гимназия «Диалог» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание - формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия, развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива ГБОУ «Гимназия «Диалог» для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, её территории, расположении.
|
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
|
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
|
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
|
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
|
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
|
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
|
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
Целевые ориентиры |
Гражданское воспитание |
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
|
Патриотическое воспитание |
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
|
Духовно-нравственное воспитание |
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
|
Эстетическое воспитание |
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
|
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
|
Трудовое воспитание |
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
|
Экологическое воспитание |
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
|
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
|
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Целевые ориентиры |
Гражданское воспитание |
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
|
Патриотическое воспитание |
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
|
Духовно-нравственное воспитание |
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.
|
Эстетическое воспитание |
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия.
|
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
|
Трудовое воспитание |
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.
|
Экологическое воспитание |
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
|
Ценности научного познания |
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
|