Презентация к уроку окружающего мира в 3-м классе, УМК "Школа России". Тема урока: "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок: Окружающий мир.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема раздела: Путешествия по городам и странам.

Тема: Золотое кольцо России.

Цель урока: познакомить детей с древними городами России, которые образуют Золотое кольцо России.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
  • формирование умения объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • формирование основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; уважения культуры и традиций народов России;

Метапредметные:

а) Регулятивные УУД:

  • формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу,
  • умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

б) Познавательные УУД:

  • овладение способностью понимать содержание текста, использовать полученную информацию при работе с картой,
  • развитие умения выделять существенную информацию из различных источников, анализировать её, обобщать, делать выводы;

в) Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач: вступать в диалог, строить монологические высказывания,
  • формулировать ответы на вопросы, высказывать личное суждение по теме урока.
  • овладение способностью договариваться и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь товарищу,

Предметные УУД:

  • формирование умения находить на карте города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Кострома, Владимир, Ярославль), приводить примеры достопримечательностей этих городов.

Методическое сопровождение:

  • А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.
  • А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. Рабочая тетрадь № 2.
  • Карта России.
  • Карта «Золотое кольцо России» с пустыми окошками (для самостоятельной работы).
  • Презентация.
  • Видеофильм (онлайн с сайта http://interneturok.ru).
  • Аудиофайл «Ростовские звоны».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. 1 минута

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, положительного настроя на урок.

Методы: словесный - фронтальная беседа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Какой сейчас урок?
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кому нравится урок окружающего мира.
- За что вы любите этот предмет?
- Урок окружающего мира.
Те, кому нравится данный учебный предмет, поднимают руки.
Дети высказывают своё мнение: узнаем о природе, животных, путешествуем.
- Вы готовы отправиться за новыми знаниями? - Да, готовы.

- Сегодня нам понадобится хорошее настроение и желание сделать новые открытия.

Дети готовы к работе.

Результат: созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний. 3 минуты

Цель: воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала.

Методы: словесный - фронтальная беседа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать? Какой проект завершили? - Путешествия по городам и странам.
- Мои путешествия.
- По какой стране мы путешествовали? - По России.
- В каких городах благодаря нашему проекту мы побывали? Дети называют изученные города, показывают их на карте России (Самара, Анапа, Невьянск, Екатеринбург).

- Напомните, пожалуйста, по какому плану мы путешествовали?

(План появляется на доске)

Проговаривают план изучения города:

  1. Расположение города.
  2. Достопримечательности.
  3. Интересные факты из истории города.
  4. Яркие впечатления (воспоминания) о городе.

Результат: осознание потребности в освоении изучения учебного материала и его значимости.

III. Постановка проблемы, определение цели урока. 4 минуты

Цель: создание проблемной ситуации «мотивирующим» приемом «яркое пятно», формулирование цели урока, составление плана изучения городов Золотого кольца.

Методы: словесный - подводящий диалог, наглядный - аудиозапись.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Постановка проблемного вопроса
- А вы бы хотели продолжить путешествие по России?

- Да, конечно.

- В каких уголках нашей Родины вы бы хотели побывать? - В Сочи, в Москве, в Санкт-Петербурге, во Владивостоке.
- Чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся, я предлагаю вам послушать музыкальную загадку.
Звучит колокольный звон.
Слушают аудио фрагмент «Ростовские звоны».
- В какие же города мы сегодня отправимся?
- Мы сегодня отправимся в древнерусские города (фиксация на доске).
Выслушиваются предположения детей
- Если звучит колокольный звон, наверно, мы отправимся в древние далекие времена.
- Какую цель поставим перед собой? - Виртуально побывать в древнерусских городах, узнать их историю, возраст, достопримечательности.

- Чтобы вы хотели узнать о них?
Целеполагание.
Давайте составим план работы, отредактировав предыдущий.
(Коррекция плана)

  1. Название города.
  2. Возраст города.
  3. Расположение города.
  4. Достопримечательности города.
  5. Интересные факты из истории города.

Результат: формулирование детьми проблемного вопроса, проговаривание в устной речи цели урока, планирование своих действий на уроке.

Динамическая пауза. 2 минуты.

Цель: избежание перегрузки обучающихся.

Методы: словесный.

IV. Совместное открытие новых знаний. 25 минут

Цель: организовать учебную деятельность, направленную на построение нового знания.

Методы: наглядный - иллюстрация, практический - самостоятельная работа учащихся с текстом.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Прежде чем отправиться в путешествие, рассмотрим карту.
- Во время всего путешествия мы работаем с картой, вписываем недостающую информацию в пустые «окошки».
Рассматривают карту
(Презентация слайд 13)
Просмотр видеосюжета (онлайн http://interneturok.ru)
Первичная проверка понимания изученного.
Совершают виртуальное видео путешествие
в Сергиев Посад.
- В каком городе побывали?
- Почему он так называется?
- Где этот город находится?
- Каков возраст города?
- Что интересного узнали?
(дополнение учителя о возникновении города)

- В Сергиевом Посаде.
- В честь Сергия Радонежского
- Недалеко от Москвы (отмечают на карте)

- Сравнивают план изучения города и вопросы.

- Мы послушали профессионального экскурсовода.
- Какими качествами должен обладать экскурсовод?
Ребята перечисляют качества, которыми должен обладать экскурсовод.
- Знать историю города, о котором говорит, интересно рассказывать.

- А теперь вам будет дана возможность самим стать экскурсоводами.
Самостоятельная работа уч-ся (работа в парах)
- У каждого на парте текст об одном из древнерусских городов, карта, на доске план. Вы должны изучить свой город и представить его туристам по совместно составленному плану.
Во время выступления детей учитель показывает слайды, иллюстрирующие рассказ детей. (Презентация слайды 1-12).

Дети работают в парах, готовятся к выступлению.
После задают вопросы, если возникнут, дают оценку выступающим экскурсоводам.
На карте отмечают города, сверяя с образцом. (Презентация слайд 14)

Результат: «открытие» нового знания, проговаривание алгоритма нового способа действий.

V. Первичное закрепление и самостоятельное применение знаний. 5 минут.

Цель: формулирование темы урока, применение новых знаний.

Методы: словесный - подводящий диалог, наглядный - демонстрация (представление полученной карты).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Благодарю всех за выступления.
- Давайте посмотрим на карту, которая у нас получилась? Что заметили?
- Конечно, в рамках одного урока невозможно изучить все древнерусские города. Каждый город хранит много тайн и загадок.
- Как бы вы назвали эту карту? (Презентация слайд 15).

- Не вся карта заполнена.

Показ всей карты.

Предлагают различные варианты названия карты: русские города, русская старина, древние города России, города с тысячелетней историей.

- Все эти города образуют знаменитый туристический маршрут, который имеет особое название - Золотое кольцо России (фиксация на доске)
- Как выдумаете, почему, он так называется?
- А почему золотое?
- Города блистают своей богатой историей, являются сокровищницей русской культуры.
- Расположение городов похоже на кольцо.
- Когда-то эти города были культурными центрами, хранят много тайн, с ними связана история нашей страны.

- Государство - это, прежде всего люди.
- Читая рассказы А.О.Ишимовой, какими мы представляли наших предков? Какие штрихи вы бы добавили к их портрету?

- Мы представляли их физически сильными, любящими свою родину, умеющими защитить её от врагов, справедливыми.
Это были творческие натуры, трудолюбивые, построившие красивые города.

Результат: формулирование итогового вывода - темы урока, представление продукта в виде карты.

VI. Рефлексия учебной деятельности. 5 минут

Цель: подведение итогов, получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы, оценивание собственной деятельности на данном уроке.

Методы: словесный - фронтальная беседа, наглядный - игра «Ромашка».

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Какую цель ставили на урок?
- Достигли поставленной цели?
- Благодаря чему?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Для чего нам нужно знать эти города?
- Путешествовать и познакомиться с древнерусскими городами.
- Были внимательны, старались, активно отвечали.
- Золотое кольцо России. Проверка по учебнику стр. 86.
- Знать историю своей страны.
- Хотелось бы побывать в этих городах. Всё увидеть своими глазами.
Закончить урок я бы хотела словами:
На свете есть много сокровищ и чудес,
Но самое удивительное из них - Россия.
(Презентация слайд 16)
Попробуйте выразить состояние своей души, настроение, используя данные фразы:
Больше всего мне понравилось…
Урок заставил задуматься …
Я себя похвалил бы за …
Я похвалил бы своего одноклассника за …
(Презентация слайд 17)

Ребята заканчивают фразы.

Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Все ли древние города возможно изучить в рамках одного урока?
- Сегодня мы разыграем д\з, игра «Ромашка».
- Ваша задача, используя любые источники информации, узнать, а почему эти города вошли в Золотое кольцо России?

Подготовить викторину, или рассказ о городах Золотого кольца.
Дети вытягивают карточку с названием города, о котором будут готовить материал, выступление.

Результат: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся, достижение поставленной цели.