Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Путь в профессию" разработана для обучающихся 9 классов. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществе часто не соответствует требованиям современного производства. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой стороны личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральную ценность мотивов собственных поступков и отсутствие привычки нравственного самоконтроля своих действий. Вследствие вышеуказанных причин, выпускники с интеллектуальными нарушениями нередко в трудовой деятельности проявляют неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Существуют и другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий, отсутствие поддержки со стороны близких.
Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся. Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное -сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Дети с нарушением интеллекта - особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации. Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников коррекционных школ. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе. Становится очевидной необходимость создания программы внеурочной деятельности по профориентации, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотношение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания, осознанию интереса к будущей профессии. Найти профессию, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, уровнем мотивации. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Участники курса: обучающиеся 9 класса.
Описание места учебного курса в учебном плане: На проведение курса внеурочной деятельности в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год)
Цель программы - создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их способностями, склонностями, личностными особенностями и потребностями общества.
Задачи:
- Расширить представления обучающихся о современном рынке профессий.
- Соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
- Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека о путях получения профессионального образования;
- правила выбора профессии;
- способы поиска работы и трудоустройства;
- о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях.
Обучающиеся должны иметь представления:
- о профессиях и профессиональной деятельности;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
Обучающиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
- планировать свой профессиональный жизненный путь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о рынке труда.
9 класс
Введение (2ч.)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы.
Формы проведения занятий:
- работа в малых группах;
- групповые дискуссии;
- беседы.
Профессиональное самоопределение (19 ч.)
Понятия профессии, специальности, должности. Классификация профессий. Типы профессий. Диагностика типа профессий по методике академика Е.А.Климова. Определение профессионального типа личности.
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «специальность». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Также освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А.Климова, Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предполагает практические занятия с использованием психологических тестов, опросников, деловых игр.
Формы проведения занятий:
- урок-лекция;
- работа в малых группах;
- деловые игры;
- беседы.
Система профессионального образования в г. Москве (4 ч.)
Рекомендации по выбору профессии. В разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в учебных заведениях города Москвы, получение профессиональной подготовки.
Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде бесед, дискуссий. Практические занятия предполагают экскурсии на предприятия, посещение «Дней открытых дверей» в колледжах.
Формы проведения занятий:
- работа в группах;
- групповые экскурсии;
- беседы.
Современный рынок труда (8 ч.)
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий. Практическая работа предполагает написание резюме, заполнение анкеты.
Формы проведения занятий
- урок-лекция;
- работа в малых группах;
- беседы.
Тематический план
№ |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
2 |
2. |
Профессиональное самоопределение |
19 |
3. |
Система профессионального образования в г. Москве |
4 |
4. |
Современный рынок труда |
8 |
5. |
Итоговое занятие "Путешествие в мир профессий" |
1 |
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Раздел 1 «Введение» |
2 |
|
1 |
Что такое профориентация, система профориентации |
1 |
2 |
Правила работы кружка |
1 |
Раздел 2 Профессиональное самоопределение |
19 |
|
3 |
Классификация профессий по Е.А.Климову |
1 |
4 |
Отвечаем на вопросник Е.А.Климова |
1 |
5 |
Профессия типа "Человек - техника" |
1 |
6 |
Профессия типа "Человек - человек" |
1 |
7 |
Профессия типа "Человек - природа" |
1 |
8 |
Профессия типа "Человек - знаковая система" |
1 |
9 |
Профессия типа "Человек - художественный образ" |
1 |
10 |
Принятие решения о выборе профессии |
1 |
11 |
Секреты выбора профессии «Хочу-могу-надо» |
1 |
12 |
Профессиональные качества личности и их диагностика |
1 |
13 |
Профпригодность |
1 |
14 |
Мотивационные факторы выбора профессии |
1 |
15 |
Склонности и интересы в выборе профессий |
1 |
16 |
Знакомство с профессиограммами |
1 |
17 |
Профессия и здоровье |
1 |
18 |
Игра «Звёздный час» |
1 |
19 |
Что я знаю о своих возможностях |
1 |
20 |
Анкетирование «Мой профессиональный выбор» |
1 |
21 |
Игра «Угадай профессию» |
1 |
Раздел 3 «Система профессионального образования в Москве |
4 |
|
22 |
Пути получения профессии |
1 |
23 |
Профессиональные колледжи Москвы |
1 |
24 |
Встреча с выпускниками школы |
1 |
25 |
Посещение Дня Открытых дверей в колледже |
1 |
Раздел 4 «Современный рынок труда» |
8 |
|
26 |
Современный рынок труда |
1 |
27 |
Ты и твоя будущая профессия |
1 |
28 |
Профессии моих родителей |
1 |
29 |
Пути получения профессии |
1 |
30 |
Пути получения профессии |
1 |
31 |
Заполнение анкеты для поступления в колледж |
1 |
32 |
Заполнение анкеты для поступления в колледж |
1 |
33 |
Составление резюме |
1 |
Раздел 5 Итоговое занятие |
1 |
|
34 |
Обобщение знаний и умений обучающихся, необходимых для принятия решения при выборе профессии |
1 |
Всего 34 часа |
Используемые источники
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2007.
- Комплект программ профессиональных проб школьников (5-9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. - М., 2006.
- Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. - Кемерово, 2002.
- Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. - М., 2015.