Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность.
Что такое функциональная грамотность простыми словами?
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Формирование и развитие естественно-научной грамотности - важная задача в образовательной программе, особенно на начальном этапе учебного процесса. Однако, найти подходящий материал для достижения данной цели нередко является непростой задачей.
Формирование естественно-научной грамотности реализуется через предметное содержание курса учебных книг К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия». В 4 классе мы занимаемся по учебникам «Детский мир. Из природы», «Детский мир. Из русской истории» и «Детский мир. Из географии». Основанием делением материала книги на сферы естествознания, истории, географии служит научная градация, логически требующая рассматривать любое явление в совокупности с другими явлениями в процессе развития. Связующим звеном повествования является человек, для которого всё создано и через которого проходят все жизненные потоки. Путем включения интересных и познавательных историй, текстов, а также заданий, стимулируется увлечение и интерес к изучению естественно-научной грамотности.
Навыки, приобретенные при работе с «родным словом»: сравнивать, различать предметы, явления, группировать, комбинировать их по родам и видам - обретут новый уровень, и дети смогут видеть любое явление в окружении других явлений и определять их место и свойства, находящиеся в постоянном развитии и изменении. «Детский мир» призван быть преддверием серьезной науки. К.Д. Ушинский знакомит детей не с курьезами и диковинками науки, а приучает их находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает их и позволяет на практике показать связь между наукой и жизнью.
В первом классе наши ребята уже знакомились с хлебными растениями, а во втором - с процессом их выращивания, сбора урожая, изготовления муки и выпечки хлеба. Сейчас этот материал изучается на новом уровне. С третьего класса ребята, читая тексты книги К.Д.Ушинского "Детский Мир. Из природы" в обработке И.А. Горячевой, работают с таблицами классификации растений и животных, готовясь к изучению биологии, которое начнется в 5 классе.
Сейчас для них рожь - уже не просто "хлебное растение", а растение из отдела цветковых, класса, семейства злаков, размножающееся семенами. Они могут красиво и связно описать устройство стебля, цветка, соцветия и зерна. Обучение по программе Русской Классической Школы приносит свои добрые плоды.
И, конечно, уроки не обходятся без живых и настоящих наглядных материалов! Никакая электронная презентация не даст того эффекта реальности, как высушенные колоски ржи, пшеницы, овса, зерна других злаков и бобовых.
А знаете ли вы, из зерен какого растения варится перловая каша? Наши четвероклассники знают! (вид ячменной крупы)
Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии. После изучения темы «Злаки и бобовые» на уроке технологии мы знакомились с темой «Кондитерская фабрика». Учащимся было предложено изготовить пирожное «Картошка».
Наша задача, как педагогов, через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной грамотности. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
Лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений помогают практические работы, опыты и эксперименты.