Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Назначение курса «Литературная гостиная» в школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- (МЛ2) умение выбирать поступки, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы);
- (МЛ3) осознание себя гражданином России и способность проявлять себя в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны;
- (МЛ4) уважительно-доброжелательное отношение к людям, не похожим на тебя;
- (МЛ5) понятия о новых социальных ролях и правилах;
- (МЛ6) умение осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- (МЛ7) умение осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
- (МЛ10) основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
- (МЛ12) опыт творческой деятельности эстетического характера.
Выпускник получит возможность для формирования:
- (МЛ13) умения отвечать за выбор своего поступка в неоднозначных ситуациях на основе моральных ценностей;
- (МЛ15) способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, идти на взаимные уступки в конфликте;
- (МЛ16) навыков критического осмысления своего и чужого поведения, способность справляться с агрессивностью и эгоизмом;
- (МЛ18) знаний о правилах индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях;
- составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях;
- соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем;
- самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом;
- оценка результатов своей работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения,
- отбирать источники информации среди предложенных;
- добывать новые знания из различных источников различными способами;
- перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
- перерабатывать информацию для получения нового результата;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
- читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения;
- понимать возможность различных точек зрения на вопрос, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.
Навыки смыслового чтения
Общее понимание текста, ориентация в тексте
- находить и извлекать информацию из текста;
- выявлять основную мысль текста и суждения, которые ей противоречат;
- интерпретировать смысл заголовка;
- группировать объекты с учётом заданных свойств;
- отвечать на вопросы, используя явно и неявно заданную информацию;
- делать выводы по содержанию текста.
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
- интерпретировать информацию из художественного текста;
- анализировать и сопоставлять разные словарные статьи;
- указывать цель создания текста;
- сравнивать объекты, описанные в тексте;
- относить объект к группе, используя определение из текста;
- обобщать информацию, представленную в тексте.
Использование информации из текста для различных целей
- применять информацию из текста при решении задач практико-ориентированного содержания;
- создавать собственные тексты с учётом полученной информации;
- использовать информацию из текста для выражения и обоснования собственного мнения;
- анализировать и интерпретировать информацию, представленную в тексте, формулировать оценочные суждения;
- интерпретировать и обобщать информацию, изложенную в тексте, применять знания из других областей.
Предметные результаты
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;
- создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
- участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом.
Ученик получит возможность научиться:
- развивать способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать, интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- писать сценарии к художественным произведениям и/или собственного сочинения;
- применять основные принципы сценической речи, принимать участие в спектаклях и их постановках.
Содержание курса
Раздел 1. Введение
Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.
Раздел 2. За страницами учебника
Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о чтении и анализе произведения как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, мышления, читательских переживаний.
Раздел 3. Поэтические страницы
Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трех сложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе.
Раздел 4. Работа над речью
Оценка актерского и авторского чтения; наблюдение над речевыми особенностями речи (логичность, точность, выразительность, образность, аргументированность, доказательность, лаконичность, ситуативность). Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи.
Особенности чтения произведений разных жанров (пословиц, поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес, стихотворений). Самостоятельное написание собственных произведений разных жанров или даже стилей. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи, голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полѐтность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая). Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
На занятиях курса внеурочной деятельности преобладают следующие формы работы:
- эвристическая беседа;
- индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
- выразительное чтение;
- самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая);
- творческие мастерские;
- артикуляционные разминки;
- обсуждение проблемных вопросов;
- словесное рисование;
- игры в комбинации с чтением и беседами;
- игры-путешествия;
- экскурсии;
- литературные викторины, конкурсы, обзоры;
- чтение - рассматривание произведений, обсуждение, рисование героев;
- выборочный пересказ;
- инсценировка произведений или отрывков по выбору;
- сюжетно-ролевые игры.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во
|
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с программой творческого объединения «Литературная гостиная» |
Эстетическая
|
1 |
Беседа, включающая в себя актуализацию имеющегося читательского опыта |
2 |
Творческая экскурсия в МКУК «ЦБС». Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и сопоставления списка литературы |
Исследование |
1 |
Практическая работа учащихся |
3 |
Прочитал - прокомментируй |
Игра |
1 |
Практическая работа учащихся |
4 |
Постижение поэтическогослова
|
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
5 |
Поэзия! Ты служба крови… |
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
6 |
Современная русская поэзия |
Занятие-анализ |
1 |
Практическая работа учащихся |
7 |
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню матери «Все начинается с любви» |
Занятие-анализ |
1 |
Практическая работа учащихся |
8 |
Литературный вечер «Юбилей писателей празднуют читатели» |
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
9 |
Знакомство с основами сценического искусства |
Исследование |
1 |
Практическая работа учащихся |
10 |
Театрализованное представление
|
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
11 |
В гостях у Мнемозины |
Обсуждение |
1 |
Лекция с элементами эвристической беседы, практикум |
12 |
Японские трехстишия. Хокку |
Обсуждение |
1 |
Практическая работа учащихся |
13 |
Творческая мастерская.
|
Обсуждение |
Лекция с элементами эвристической беседы, практикум |
|
14 |
Как учить стихи? |
Экскурсия |
1 |
Лекция с элементами эвристической беседы, практикум |
15 |
Выпуск литературной страницы |
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
16 |
Литературно-музыкальная композиции о ВОВ «Муза в солдатской шинели» |
Урок-творчество |
1 |
Практическая работа учащихся |
17 |
Литературный вечер, посвященный славянской письменности «Чудо, имя которому книга» |
Обсуждение |
1 |
Практическая работа учащихся |