Класс: младшая группа.
Дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, поэтому необходимо поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию, инициировать и проводить с детьми совместные исследования.
Тема: «Наши носы не для красы»
Цель: Развивать исследовательские навыки:
- составление плана исследования;
- сбор информации (материала);
- фиксация информации в таблице;
- формулирование элементарных выводов;
Задачи:
- формировать представление детей о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни;
- формировать н представления о здоровом образе жизни;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- познакомить детей с понятиями (крылья носа, брови, уголки глаз);
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
Интеграция:Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.
Оборудование:
- картинки: лук, чеснок, огурец, апельсин, мыло;
- мешочки разного цвета с запахами: лук, чеснок, огурец, апельсин, мыло;
- предметы для ухода за носом (носовые платки, пипетка, капли, и т.д.);
- изображение доктора отоларинголога.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение рассказа В.Берестова «Как найти дорожку».
Ход занятия
Дети заходят в группу и находят посылку от зайки Длинноуха, который помогал искать дорожку в сторожку дедушки лесника.
Педагог читает письмо от зайца, в котором он рассказывает, что у него был замечательный нос, который всегда ему помогал (вспомнить содержание рассказа В. Берестова «Как найти дорожку», ответить на вопрос какие функции выполнял нос зайца - дыхание, обоняние).
1. Создание проблемной ситуации
Однажды заяц Длинноух, решил сходить в гости к своим друзьям в соседний лес. Он долго собирался и приготовил всем подарки: Лисичке - апельсин, Волку - лучок, Белке - чесночок, Ёжику - мыло и т.д. Упаковал он подарки в красивые разноцветные мешочки, завязал ленточками. Но вот беда, скакал Длинноух по лесу, промочил лапки и простудился, носик его перестал, и дышать, и запахи улавливать. Не может Длинноух вспомнить, что в какой мешочек положил, ведь очень на свой носик рассчитывал.
2. Составление плана исследования
Обсуждение, что мы можем сделать, чтобы помочь Длинноуху? Дети предлагают различные варианты решения проблемы:
- определить по запаху, что в каком мешочке находится;
- зафиксировать результаты в таблице;
- рассказать Длинноуху (или пригласить доктора), как вылечить насморк;
- Создать памятку - коллаж.
3. Ход исследования
Дети определяют по запаху, что в каком мешочке находится.
4. Фиксация результатов
Заполняют таблицу-памятку Длинноуху, подбирая к цвету мешочка картинку с изображением того, что они определили (например, мешочек красного цвета, определили по запаху, что в нем находится апельсин, приклеили картинку апельсина в соответствующую клетку таблицы.
5. Точечный массаж
«Поможем Длинноуху вылечить насморк»
Находим «главные точки», отвечающие за носик. Это четыре точки на лице:
1. У крыльев носа;
2. Чуть выше крыльев носа;
3. Точка между бровями;
4. Точки рядом с серединой правого и левого уха;
5. У внешних уголков глаз;
6. Составление правил: «Как беречь нос?»
Детям предлагаются картинки, которые помогут сформулировать правила гигиены и безопасности:
- нельзя ковыряться в носу пальцем, и тем более острыми предметами (можно повредить слизистую носа и пойдёт кровь);
- нельзя засовывать в нос посторонние предметы;
- во время прогулки дышать носом, а не ртом (через нос поступает тёплый воздух, а через рот - холодный, что приводит к болезням);
- вытирать нос надо чистым носовым платком или одноразовой салфеткой;
- если заболеешь обратиться к врачу - отоларингологу.
Картинки наклеиваются на лист ватмана, чтобы вместе с таблицей отослать Длинноуху в лес.
7. Подведение итогов
Педагог предлагает студентам сложить подарки Длинноуха, таблицу-памятку, и правила по уходу за носом, в коробку, чтобы отправить всё в лес Длинноуху.
Предлагается ответить на вопрос, что они делали сегодня на занятии (с помощью органа обоняния - носа, по запаху определяли, что находится в мешочке), были заботливыми, когда помогали Длинноуху вылечить насморк и составляли правила: «Как беречь свой носик».