Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями - дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы. Организованная совместная творческая деятельность - это включение родителя в занятие ребенка.
Нормативные документы Министерства Просвещения РФ рекомендуют при реализации дополнительных общеобразовательных программ проводить массовые мероприятия с родителями, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 пункт 14).
Этот же приказ предлагает в работу детских объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения (педагога дополнительного образования) совместно с несовершеннолетними обучающимися привлекать к участию и их родителей (пункт 16).
Социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, авторитет образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей. А в нашем случае объединить усилия к поддержке интереса детей к дополнительному образованию. Как показал опрос, родители обучающихся недостаточно владеют информацией о процессе проведения занятий в детских объединениях, они хотели бы больше об этом узнать и побывать на занятиях вместе с детьми, вместе рисовать, петь, плести из бисера, играть в шашки (приложение №1). Актуально включить родительский социум в образовательную среду дополнительного образования. Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог - ребёнок - родитель. Деятельность Кежемского районного центра детского творчества и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Целевой раздел
Цель: Создание среды для детско-родительского сотрудничества и активного включения родителей обучающихся в образовательный процесс.
Задачи:
- Создать семейный клуб «Муравейник»
- Разработать нормативно-правовую базу для функционирования семейного клуба «Муравейник»
- Разработать сценарии клубных мероприятий
- Обеспечить методическое сопровождение педагогов по работе с семьёй
- Повысить уровень квалификации педагогов
- Организовать педагогическое просвещение родителей
- Сформировать интерес детей к результатам своего труда и результатам совместного труда с родителями
- Обновить материально-техническую базу
- Приобщить родителей к педагогическому процессу
- Укрепить партнёрские отношения педагогов, родителей и детей
- Объединить усилия педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки
Ожидаемые результаты:
На уровне детей и родителей:
- У детей сформирован устойчивый интерес к результатам своего труда и к результатам совместного труда с родителями.
- Родители (законные представители) получат первоначальные умения (азы) в области художественного творчества, технического конструирования, изобразительной деятельности и музыкального исполнительства.
- Повысится компетентность родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.
На уровне учреждения:
- Повысится результативность образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.
На уровне муниципального образования:
- Повысится охват детей дополнительным образованием.
- Укрепится институт семьи в районе.
Количественные показатели: более 60 родителей будут вовлечены в образовательный процесс.
Оценка результатов: Результаты могут быть измерены посредством двух методов: наблюдение и диагностическая методика эмоционального состояния (по типу теста М.Люшера).
Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов. Метод наблюдения обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих. С помощью метода наблюдения можно будет выявить и оценить составляющие деятельности ребенка, способы взаимодействия детей, родителей и педагогов, умение согласовывать действия в команде, умение договариваться и детей и взрослых.
Этапы работы
Подготовительный (октябрь 2022 г.)
- Изучение общественного мнения, определение актуальной проблемы.
- Определение цели и задач.
- Определение содержания деятельности.
- Определение необходимых ресурсов.
Практическая реализация проекта (февраль 2023 г - ноябрь 2023 г.)
- Организация деятельности семейного клуба.
- Повышение квалификации педагогов и родителей.
- Приобретение материалов для проведения мероприятий.
- Организация мероприятий с родителями обучающихся к календарным датам.
- Информирование общественности о ходе реализации проекта.
Аналитико-коррекционный (май 2023 г.)
- Анализ промежуточных результатов работы.
- Внесение изменений в проект (при необходимости).
Заключительный (ноябрь 2023 г. - декабрь 2023 г)
- Сопоставление действий и желаемых результатов работы.
- Переход на следующий уровень развития.
- Обобщение опыта реализации проекта.
- Подготовка и тиражирование в СМИ, профессиональных периодических изданиях, популяризация в социальных сетях.
- Публикация в РАОП (региональный атлас образовательных практик).
План мероприятий
№ |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ожидаемый результат |
Ответственный за мероприятие |
1 |
Заседание педагогического совета №2 |
Январь 2023 |
Решение о создании творческой группы для реализации проекта, Приказ по учреждению |
Карпенкова С.А.
|
2 |
Заседание творческой группы |
Январь 2023 |
Положение о деятельности творческой группы (приложение №3) |
Казаркина Л.В. |
3 |
Создание семейного клуба «Муравейник» |
Февраль 2023 |
Сформирован списочный состав |
Казаркина Л.В. |
4 |
Разработка Положения о деятельности семейного клуба «Муравейник»
|
Февраль 2023 |
Протокол заседания творческой группы.
|
Творческая группа
|
5 |
Приобретение необходимого оборудования и материалов |
Февраль 2023 |
Заключены муниципальные контракты, наличии необходимых материалов для проведения мероприятий |
Казаркина Л.В.
|
6 |
Разработка сценариев мероприятий с родителями |
Март 2023
|
Протокол заседания творческой группы.
|
Творческая группа |
7 |
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации |
Март 2023 |
Удостоверение о прохождении курсов |
Казаркина Л.В. |
8 |
Обучение на курсах повышения родителей |
Апрель 2023 |
Удостоверение о прохождении курсов |
Педагоги дополнительного образования |
9 |
Участие педагогов в вебинарах |
Апрель 2023 |
Сертификат участника |
Казаркина Л.В. |
10 |
Заседание семейного клуба «Муравейник» |
20.05.2023 |
Посещение заседания 30 родителями |
Творческая группа |
11 |
Заседание методического совета учреждения |
После 20.05.2023 |
Промежуточный анализ реализации социального проекта, корректировка при необходимости |
Творческая группа |
12 |
Заседание семейного клуба «Муравейник» |
25.11.2023 |
Посещение заседания 30 родителями |
Творческая группа |
13 |
Конкурсные и соревновательные мероприятия с участием детей и родителей |
Октябрь 2023 |
Активное участие семей обучающихся |
Творческая группа
|
14 |
Освещение деятельности о ходе реализации социального проекта |
По мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц |
Публикация «Новостей» на сайте учреждения, в группе «ВКонтакте», публикация информации в газете «Советское Приангарье» |
Творческая группа |
15 |
Заседание творческой групп |
Ноябрь - декабрь 2023 |
Анализ реализации социального проекта
|
Творческая группа |
16 |
Подготовка материалов для публикации опыта реализации социального проекта в РАОП |
Декабрь 2023 |
Материалы для публикации в РАОП |
Творческая группа |