Организация детско-родительского клуба «Муравейник»

Разделы: Работа с родителями, Дополнительное образование

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями - дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения психологического контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.

Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.

Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы. Организованная совместная творческая деятельность - это включение родителя в занятие ребенка.

Нормативные документы Министерства Просвещения РФ рекомендуют при реализации дополнительных общеобразовательных программ проводить массовые мероприятия с родителями, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 пункт 14).

Этот же приказ предлагает в работу детских объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения (педагога дополнительного образования) совместно с несовершеннолетними обучающимися привлекать к участию и их родителей (пункт 16).

Социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, авторитет образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей. А в нашем случае объединить усилия к поддержке интереса детей к дополнительному образованию. Как показал опрос, родители обучающихся недостаточно владеют информацией о процессе проведения занятий в детских объединениях, они хотели бы больше об этом узнать и побывать на занятиях вместе с детьми, вместе рисовать, петь, плести из бисера, играть в шашки (приложение №1). Актуально включить родительский социум в образовательную среду дополнительного образования. Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог - ребёнок - родитель. Деятельность Кежемского районного центра детского творчества и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Целевой раздел

Цель: Создание среды для детско-родительского сотрудничества и активного включения родителей обучающихся в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Создать семейный клуб «Муравейник»
  2. Разработать нормативно-правовую базу для функционирования семейного клуба «Муравейник»
  3. Разработать сценарии клубных мероприятий
  4. Обеспечить методическое сопровождение педагогов по работе с семьёй
  5. Повысить уровень квалификации педагогов
  6. Организовать педагогическое просвещение родителей
  7. Сформировать интерес детей к результатам своего труда и результатам совместного труда с родителями
  8. Обновить материально-техническую базу
  9. Приобщить родителей к педагогическому процессу
  10. Укрепить партнёрские отношения педагогов, родителей и детей
  11. Объединить усилия педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей
  12. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки

Ожидаемые результаты:

На уровне детей и родителей:

  • У детей сформирован устойчивый интерес к результатам своего труда и к результатам совместного труда с родителями.
  • Родители (законные представители) получат первоначальные умения (азы) в области художественного творчества, технического конструирования, изобразительной деятельности и музыкального исполнительства.
  • Повысится компетентность родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

  • Повысится результативность образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

На уровне муниципального образования:

  • Повысится охват детей дополнительным образованием.
  • Укрепится институт семьи в районе.

Количественные показатели: более 60 родителей будут вовлечены в образовательный процесс.

Оценка результатов: Результаты могут быть измерены посредством двух методов: наблюдение и диагностическая методика эмоционального состояния (по типу теста М.Люшера).

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов. Метод наблюдения обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих. С помощью метода наблюдения можно будет выявить и оценить составляющие деятельности ребенка, способы взаимодействия детей, родителей и педагогов, умение согласовывать действия в команде, умение договариваться и детей и взрослых.

Этапы работы

Подготовительный (октябрь 2022 г.)

  1. Изучение общественного мнения, определение актуальной проблемы.
  2. Определение цели и задач.
  3. Определение содержания деятельности.
  4. Определение необходимых ресурсов.

Практическая реализация проекта (февраль 2023 г - ноябрь 2023 г.)

  1. Организация деятельности семейного клуба.
  2. Повышение квалификации педагогов и родителей.
  3. Приобретение материалов для проведения мероприятий.
  4. Организация мероприятий с родителями обучающихся к календарным датам.
  5. Информирование общественности о ходе реализации проекта.

Аналитико-коррекционный (май 2023 г.)

  1. Анализ промежуточных результатов работы.
  2. Внесение изменений в проект (при необходимости).

Заключительный (ноябрь 2023 г. - декабрь 2023 г)

  1. Сопоставление действий и желаемых результатов работы.
  2. Переход на следующий уровень развития.
  3. Обобщение опыта реализации проекта.
  4. Подготовка и тиражирование в СМИ, профессиональных периодических изданиях, популяризация в социальных сетях.
  5. Публикация в РАОП (региональный атлас образовательных практик).

План мероприятий

Мероприятие

Срок проведения

Ожидаемый результат

Ответственный за мероприятие

1

Заседание педагогического совета №2

Январь 2023

Решение о создании творческой группы для реализации проекта, Приказ по учреждению

Карпенкова С.А.
Романюк О.И.

2

Заседание творческой группы

Январь 2023

Положение о деятельности творческой группы (приложение №3)

Казаркина Л.В.

3

Создание семейного клуба «Муравейник»

Февраль 2023

Сформирован списочный состав

Казаркина Л.В.

4

Разработка Положения о деятельности семейного клуба «Муравейник»
(Приложение №4)

Февраль 2023

Протокол заседания творческой группы.
Приказ об утверждении по учреждению

Творческая группа
Романюк О.И.

5

Приобретение необходимого оборудования и материалов

Февраль 2023

Заключены муниципальные контракты, наличии необходимых материалов для проведения мероприятий

Казаркина Л.В.
Романюк О.И.

6

Разработка сценариев мероприятий с родителями

Март 2023
Октябрь 2023

Протокол заседания творческой группы.
Сценарии мероприятий (приложение №5)

Творческая группа

7

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации

Март 2023

Удостоверение о прохождении курсов

Казаркина Л.В.

8

Обучение на курсах повышения родителей

Апрель 2023

Удостоверение о прохождении курсов

Педагоги дополнительного образования

9

Участие педагогов в вебинарах

Апрель 2023

Сертификат участника

Казаркина Л.В.

10

Заседание семейного клуба «Муравейник»

20.05.2023

Посещение заседания 30 родителями

Творческая группа

11

Заседание методического совета учреждения

После 20.05.2023

Промежуточный анализ реализации социального проекта, корректировка при необходимости

Творческая группа

12

Заседание семейного клуба «Муравейник»

25.11.2023

Посещение заседания 30 родителями

Творческая группа

13

Конкурсные и соревновательные мероприятия с участием детей и родителей

Октябрь 2023

Активное участие семей обучающихся

Творческая группа
Педагоги дополнительного образования

14

Освещение деятельности о ходе реализации социального проекта

По мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц

Публикация «Новостей» на сайте учреждения, в группе «ВКонтакте», публикация информации в газете «Советское Приангарье»

Творческая группа

15

Заседание творческой групп

Ноябрь - декабрь 2023

Анализ реализации социального проекта
Обобщение опыта реализации социального проекта

Творческая группа

16

Подготовка материалов для публикации опыта реализации социального проекта в РАОП

Декабрь 2023

Материалы для публикации в РАОП

Творческая группа

Приложения

Презентация