Цель: обогащение представлений детей о космосе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления детей о планетах солнечной системы;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать умение работать по схеме;
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, произвольное внимание, воображение, общую и мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: наборы Фрёбеля № 7, 8, 10, проектор, схемы ракет, иллюстрации с изображением космического пространства.
Предварительная работа:
- беседы на тему «Космос»,
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,
- отгадывание загадок,
- разучивание стихотворения А.Усачёва «На Луне жил звездочет».
Ход НОД
Педагог: Ребята, послушайте и отгадайте мою загадку:
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Дети: Это космонавт.
Педагог: Правильно, это космонавт. А вы помните, как звали первого космонавта.
Дети: Юрий Гагарин.
Педагог: Юрий Алексеевич Гагарин в далеком 1961 году 12 апреля совершил первый полет в космос. С тех пор день Космонавтики отмечается во всем мире 12 апреля.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие.
На чем космонавты покоряют космос? (На космической ракете)
Чтобы полететь в космос, нам тоже нужны ракеты. Мы можем их сконструировать с помощью геометрических фигур из наборов Фрёбеля по схеме. (Приложение 1)
Перед работой приготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).
Командир в бинокль глядит - (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы (Соединяют пальцы рук в «колечки»)
И большую желтую луну. (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шар)
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога.
Педагог: Сейчас мы проверим, у всех ли получились ракеты? Ведь в космос полетят только правильно построенная ракета. Я вижу, что вы все настоящие конструкторы.
Ребята, каким должен быть космонавт?
Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, противоположное.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Космонавт ленивый? (Нет, трудолюбивый)
Слабый - сильный
Неряшливый - аккуратный
Грустный - веселый
Старый - молодой
Трусливый - смелый
Неуклюжий - ловкий
Педагог: Я считаю, что вы тоже обладаете этими качествами, ракеты у нас готовы, можно отправляться в космос.
Физкультминутка «Отправляемся в полет»
Пять, четыре, три, два, один - (хлопки в ладоши)
Вот и в космос мы летим. (соединить руки углом над головой)
Мчит ракета быстро
К звездочкам лучистым. (бег по кругу)
Вокруг звезды мы облетели,
Выйти в космос захотели. (бег врассыпную)
В невесомости летим, (развести руки в стороны, наклоняться вправо-влево)
В иллюминаторы глядим. (руки поставить ко лбу «козырьком»)
Только дружных звездолет (хлопать в ладоши)
Может взять с собой в полет! (встать в круг)
Педагог: Давайте посмотрим в иллюминатор. (Показ презентации)
Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, метеорит, звезды).
Вот и первая планета.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!
Это Меркурий.А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
Это Плутон.А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета.... (Земля)Правильно, это наша планета Земля.
Только на Земле есть жизнь.К планете Земля две планеты близки.
Попробуй, дружок, их назови.
Это Венера и Марс.А эта планета гордится собой,
Поскольку, считается самой большой.
Это Юпитер.Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она.
Это планета Сатурн.А что за планета Зеленого цвета? Уран.
Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал.
Это Нептун.
Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому что все планеты вращаются вокруг Солнца)
Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.
Сколько планет Солнечной системы мы увидели в иллюминатор? (9 планет)
Только на нашей планете есть кислород, а значит, жизнь.
Мы знаем, как выглядят живые существа на Земле. Давайте с вами пофантазируем и представим, как могли бы выглядеть жители других планет: сделаем инопланетян из деталей наборов Фрёбеля.
Самостоятельная работа детей по собственному замыслу.
Педагог: Какие необычные инопланетяне у вас получились. Наш полет подходит к концу, пора возвращать в детский сад.
Динамическая пауза
Мы в ракеты быстро сели, (соединяют руки углом над головой)
И домой все полетели. (выполняют движение «моталочка» вперед)
Возвращаемся скорей, (выполняют движение «моталочка» назад)
Не скучать чтоб без друзей! (сжимают и разжимают кулачки)
Рефлексия
Вот мы и вернулись из космического путешествия. Что вам запомнилось больше всего?
С какими трудностями столкнулись во время путешествия?
Давайте еще раз повторим планеты солнечной системы:
- Меркурий,
- Плутон,
- Земля,
- Венера,
- Марс,
- Юпитер,
- Сатурн,
- Уран,
- Нептун.