В нашей стране во многих в дошкольных отделениях (ДО) имеются бассейны, приспособленные для начального обучения плаванию. Умение плавать жизненно необходимый навык, который может в критической ситуации спасти жизнь. Для многих детей только в ДО предоставляется возможность, бесплатно научиться плавать, т.к. далеко не всех детей родители могут водить на занятия в спортшколы и спортивные клубы.
«Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор навык чтения и плавания характеризует человека как разносторонне развитого».1
_____________
1 Закорко О.Е. Плавание как составная часть учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов неспециализированных вузов: учебное пособие / О.Е.Закорко, Л.В.Черябкин, Л.В.Царева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. - 144 с.
Впрочем, плавание оказывает разностороннее развитие на детей: вызывает положительные эмоции, интерес к процессу обучения, повышает активность, способствует проявлению инициативы, развивает такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, улучшает координацию движений, происходит формирование почти всех групп мышц, способствующих улучшению осанки, как предупреждение искривления позвоночника и деформации стопы.
Занятия плаванием часто рекомендуются докторами, в качестве лечебного средства, если в организме нарушен обмен веществ, при сердечно-сосудистой и легочной недостаточности. Регулярность в занятиях плаванием, способны поддержать жизненный тонус, а также работоспособность. Занятия плаванием оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему: происходит развитие дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, нивелируется возбудимость и раздражительность ребенка, таким образом происходит укрепление его нервной системы.
Плавание оказывает существенный оздоровляющий и укрепляющий эффект на организм в целом.
«Навык умения плавать, приобретенный в детстве, сохраняется на всю жизнь».2
_____________
2 Викулов А.Д. В43 Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д.Викулов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.
Очень важно уметь плавать, во избежание несчастных случаев на воде. Немалое количество несчастных случаев с детьми ежегодно происходит по причине того, что пострадавшие не умели плавать».3 В последнее время несчастные случаи участились настолько, что данная проблема не могла остаться незамеченной властями. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 14 п. 5.1 гласит, что органы исполнительной власти в области образования и здравоохранения должны обеспечивать высокий уровень проведения учебных и внеучебных занятий, создавать условия для того, чтобы каждый ребенок научился плавать, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии».4
_____________
3 Давыдов В.Ю. Безопасность на воде и о помощи пострадавшим / В.Ю.Давыдов - М.: Советский спорт, 2007. - 9 с.
4 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gto.ru/files/docs/04_zakony/01_20130723_329.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
Мы знаем, что именно игра представляет собой наиболее действенный метод познавательной деятельности в раннем возрасте у детей от трех до семи лет. Игра - создатель позитивного эмоционального фона, на основе которого вся психическая деятельность протекает и развивается качественнее и активнее. Имеются в виду память, внимание, мышление, воображение - эти показатели, который задействованы в процессе игры. Отсюда вывод о месте и роли плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, который имеет значимость в деле для развития ребенка.
- Укрепление здоровья, закаливание организма ребенка, привитие гигиенических навыков;
- Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков:
- Освоение с водой;
- Овладение отдельными элементами техники плавания.
- Развитие и совершенствование основных физических качеств, как: (сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость);
- Ознакомление с правилами безопасности на воде;
- Расширение двигательного потенциала;
- Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки;
- Нормализация психоэмоционального состояния, повышение функциональных возможностей организма.
В большинстве случаев занятия по плаванию происходит с использованием подвижных игр. Это обусловлено огромной развивающей и деятельностной значимостью игры для детей дошкольного возраста.