Информационные технологии бурно развиваются, появились новейшие технологии, техника и средства. С их помощью учителям легче внедрять в свою деятельность интерактивные формы обучения. Рассмотрим некоторые виды интерактивных методов и сервисов, применяемых на уроках информатики, а также пример внедрения цифровой образовательной платформы Joyteka в образовательный процесс с целью развития познавательного интереса учащихся.
Как известно, информационно-коммуникационные технологии - одно из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации, в последнее время широко проникли в систему образования, и с каждым годом расширяется сфера их применения.
Информатика, будучи сравнительно молодой дисциплиной, также развивается очень быстрыми темпами. Сегодня все большую актуальность приобретают электронное, дистанционное, сетевое, виртуальное, мобильное обучение, облачные технологии, смарт-технологии, появление и развитие которых напрямую связано с появлением и развитием сети Интернет и расширением круга возможностей средств ИКТ.
Информатика отличается быстрой мобильностью, к новым технологиям, методам и формам обучения. Изучение информатики обеспечивает большие возможности для формирования личностного потенциала обучающихся, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире.
Урок информатики сам по себе отличается от уроков по другим школьным предметам, он нацелен и на теорию, и на практику, отличается возможностью изучения и использования передовых информационных технологий, овладение которыми позволит обучающимся решать различные учебные, а также другие задачи, с которыми они могут столкнуться в будущем. Очень важен его опыт преподавания, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность и другие присущие ему особенности.
Поэтому не случайно, что одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся.
В связи с высоким темпом развития ИКТ, постоянным обновлением, изменением содержания информатики, появление в учебном процессе новых инновационных технологий, методов, форм и средств обучения в условиях всеобщей информатизации и массовой коммуникации меняются функции учителя. Уроки информатики непосредственно связаны с использованием и применением компьютерных технологий. Интерактивные задания, выполняемые с помощью компьютера, предполагают наличие обратной связи учителя с учеником и возможность коррекции собственных действий по мере их выполнения.
Преимущества интерактивных дидактических материалов перед традиционными очевидны: доступность, креативность, возможность использования разных типов файлов (аудио, видео, графические и т.д.), а также разных типов заданий. Всё это способствует развитию интереса, активности и ИКТ-компетентности учащихся.
В условиях инновационного образования в учебный процесс внедряются средства инновационного характера. Интерактивные возможности совершенствуют когнитивную активность и креативность учащихся, повышают эффективность усвоения предмета и качество образования.
В последнее время не только учителя информатики, но по другим предметам используют такие интерактивные сервисы, различные цифровые ресурсы:
- «Российская электронная школа» - https://https resh.edu.ru/,
- «Федеральный институт педагогических измерений» - https://fipi.ru/
- «Учи.собирают ру» - https://uchi.предмета ru/,
- «Learningapps» - https://learningapps.org/ приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр.
- «Quizizz» - https://quizizz.развитие com/задач admin,
- «SkySmart Класс» - https://skysmart.ru/,
- Kahoot! (или Кахут.ру - игровая обучающая платформа),
- Master- test. net (бесплатный ресурс для создания онлайн тестов.
- Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (тренажеры и игры),
- Grasshopper (бесплатная мобильная игра от Google для изучения JavaScript),
- Get Digital (программа, в которой собраны уроки, советы и ресурсы по цифровой грамотности и основам ориентации в информационном пространстве) и другие.
Сегодня на уроках используют платформы, онлайн конференций Zoom, Big Blue Button, Discord сервисы BrainPOP, Flocabulary, iSpring, Flash, PowerPoint и др.
Особую роль в формировании ИКТ -компетентности обучающихся играет применение интерактивной доски (ИД) и программы Smart Notebook, как в процессе обучения информатике, так и на других предметах.
Грамотное использование ИД Smart и прилагаемой к ней программы Smart Notebook позволяет сделать курс информатики насыщенным, динамичным и наглядным.
Преимущества программы Smart Notebook:
- удобный интерфейс для предварительной подготовки материалов при организации уроков по информатике, который учитель будет показывать на интерактивной доске;
- предоставляет богатые технические возможности;
- материалы, разработанные в программе Smart Notebook, можно применять на любых видах и моделей ИД;
- содержит обширную коллекцию готовых объектов (интерактивных элементов, появление картинок, фонов и т.д.), которая постоянно обновляется;
- данную программу можно установить на любой ПК.
Для учителей информатики можно рекомендовать такие сайты, как:
http://kpolyakov.spb.ru/ - сайт Константина Полякова; metod-kopilka.ru - поурочные планы, тематическое планирование. Контроль знаний по информатике, занимательная информатика; informatiku.ru - коллективный блог учителей информатики.
Уроки и внеурочные занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Joyteka - так называется платформа интересных онлайн-сервисов, которую создал учитель информатики Максим Новиков.
На платформе 5 инструментов, которые помогут создавать игры и викторины. Вот список этих активностей:
- Квест: игрокам предстоит выбраться из комнаты, решая задания и отвечая на вопросы.
- Видео: добавляем задания и комментарии на нужные секунды видеоролика.
- Тест: вписываем в конструктор вопросы и ответы, а сервис сформирует удобный формат для игроков и настроит автопроверку ответов.
- Термины: игроки будут объяснять друг другу сложные термины в формате игры Alias.
- Викторина: можно провести «Свою игру» прямо на уроке или мероприятии.
Среди разнообразия сервисов платформы «Joyteka» -https://joyteka.com/ru можно выделить наиболее интересный веб-квест, направленный на развитие у обучающихся навыков аналитического, креативного и критического мышления. Обучающиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация. Целью веб-квеста является индивидуальное или групповое изучение материала, выполнение заданий, а затем и создание собственного проекта. Следует отметить, что сама тематика веб-квестов может быть достаточно разнообразной, а проблемные задания могут отличаться по степени сложности. Пример авторского образовательного квеста и других сервисов платформы Joyteka по формированию функциональной грамотности можно посмотреть по ссылке: https://joyteka.com/ru/cabinet/ activities
Работа, связанная с прохождением или созданием квеста, помогает включить каждого обучающегося в активную поисковую деятельность, способствует развитию навыков творческой деятельности, решению возникающих проблем на основе применения полученных знаний в новом контексте, что тренирует мыслительные способности учащихся. Развивается читательская грамотность, как способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности. Учащиеся воспринимают задание как нечто реальное, используя естественнонаучные знания для понимания, обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации (естественнонаучная грамотность). Таким образом, такой формат заданий не только вызывает интерес, но и заставляет их решать жизненные задачи (математическая грамотность).
Направления дальнейших исследований заключаются в улучшении качества исследуемого процесса, с учётом усовершенствования и корректировки выбранной образовательной среды, поиске новых подходов и разработке комплексных интерактивных заданий с помощью цифровых образовательных связанная ресурсов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.
Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как не только позволяет активизировать деятельность учащихся и формировать функциональную грамотность, но и дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить чтобы формы общения всех участников образовательного процесса.
В заключение следует подчеркнуть, что использование интерактивных заданий позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Они помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебой деятельности в целом. Учителя информатики и других предметов могут использовать в своей деятельности различные специальные онлайн-сервисы для создания собственных интерактивных материалов к конкретному уроку, внеклассной деятельности. Применение ресурсов сети Интернет позволяет сделать учебный процесс более эффективным, привлекательным для учащихся, способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию учащихся. При этом использование сети Интернет рассматривается как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.
Использованные источники
- Аккасынова Ж.К. Совершенствование профессиональной подготовки учителя информатики на основе международной кластерной модели обучения. Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD). Алматы, 2018. 130 с.
- Заславская О.Ю. Интерактивная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - С. 11.
- Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Слова из букв "змейкой" // Информатика, 2001, № 13.
- Гильфанова Ю.И. Урок по теме «Применение игровых интерактивных технологий на уроках информатики». / https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/primenenie_igrovih_interaktivnih_tehnologij_na_uro_134846.html