Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Письмо из космоса»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи в пределах 10-ти, записывать их решения;
  • Формировать способность выделять части задачи - условие и вопрос, решение и ответ;
  • Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10-ти;
  • Развивать вычислительные навыки в пределах 10-ти, умение называть «соседей» числа, предыдущее и последующее число, умение сравнивать числа первого десятка;
  • Закреплять представления о геометрических фигурах.

Развивающие:

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания, слушать чужие мнения
  • Развивать умение понимать схему

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять учебную задачу
  • Воспитывать дружелюбное отношение внутри детского коллектива, умение работать в паре, в подгруппах.

Оборудование.

  • Демонстрационное:
    • большой конверт с письмом от космонавта с заданиями,
    • карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 10-ти, макет космодрома и 5 ракет, схема ракеты из геометрических фигур, карточки с шифром, буквы.
  • Для детей:
    • карточки с цифрами от 0 до 9;
    • листочки с заданием на сравнение чисел в пределах 10-ти;
    • набор геометрических фигур для аппликации на каждого ребенка.

Ход занятия

Круг

Ребята сегодня нам в группу опять пришло письмо. От капитана космического корабля «Салют», которому вы помогли вернуться на землю.

Письмо: «Дорогие ребята, пишет капитан космического корабля «Салют» летчик-космонавт Неунывайкин. Вы нам очень помогли - прислали карту с маршрутом и благодаря вам, мы смогли вернутся на землю. Наш экипаж хочет видеть вас в рядах космонавтов, когда вы подрастете. Чтобы стать настоящим космонавтом надо быть сильным, здоровым, умным, смелым, ответственным, внимательным и очень образованным. Вам предстоит изучить много наук. А одна из главных наук для космонавта - математика. Мы хотим узнать умеете ли вы считать, решать задачи, сравнивать числа, конструировать. А главное, - умеете ли вы работать в команде, слушать друг друга, помогать и делится. Ведь без этого в космосе пропадешь! Мы верим, что вы справитесь с нашими заданиями!»

В. - Как вы думаете - вы справитесь?

В. - Чтобы точно со всем справиться, нужно подготовиться, размяться. Что нам понадобиться, чтобы решить задания по математике? (ум, память, внимание)

В. - Итак, небольшая разминка для ума. (вопрос-ответ в кругу с мячом)

  1. Посчитайте до 10-ти и обратно
  2. Назовите число, последующее за числом 6
  3. Число, предыдущее числу 9
  4. Число, больше 5 на 1
  5. Число, меньше 7 на 1
  6. Соседей числа 4
  7. Соседей числа 8
  8. Какой сегодня день недели
  9. Назови его соседей
  10. Сколько выходных в неделе
  11. Сколько вторников в неделе
  12. Какой месяц на календаре
  13. Назови его соседей
  14. Апрель - это какой месяц
  15. Какое время года будет, когда вы пойдете в школу

В. - Ну, я думаю, теперь вы готовы к выполнению заданий! Садитесь за столы. (вынимает из конверта лист с заданиями)

В. - Для выполнения заданий разложите карточки с цифрами на столе по порядку.

В. - Итак, 1-е задание «Придумай и реши задачу».

В. - Сначала давайте вспомним, что такое задача и из чего она состоит. (условие, вопрос, решение и ответ).

В. - Сейчас я вам продемонстрирую некоторые действия, а вы по моим действиям придумайте и решите задачу.

В. - У нас есть макет космодрома и ракеты, которые вы сами сделали. Смотрите внимательно, что я показываю. (на космодроме стоят 3 ракеты, «приземлились» еще 2 ракеты)

В. - Какую задачу я показала?

В. - Выложите на столе решение этой задачи с помощью цифр и математических знаков. (один ребенок выкладывает решение на доске)

В. - Каким действием решалась наша задача. (сложением)

- Переделайте условие этой задачи так, чтобы она решалась действием вычитанием. (ответы детей)

- Молодцы! С первым заданием справились!

Задание №2. «Поставь пропущенные знаки «>», «<», «=».

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с этим заданием. Я думаю, вы с ним справитесь самостоятельно. А потом вместе проверим, все ли вы правильно сделали. Приступайте. (один ребенок выполняет задание у доски)

В. - Кто выполнил задание - положите карандаш. Сравните свои ответы с ответами на доске. Со всем ли вы согласны?

В. - И с этим заданием вы справились! Для выполнения следующего задания нам нужно выйти на ковер.

Задание. «Стыковка в космосе».

В. - Ребята, а что такое стыковка? (это сближение и соединение космических летательных аппаратов). Представьте, что в ваших руках космический кораблик. На борту у корабля записан пример, ему нужно найти свой ответ и состыковаться. Давайте вспомним правила: спокойно передвигаемся по ковру и ищем ответ или пример под музыку. Но помните, что время у нас ограничено. Как только закончилась музыка, нужно замереть на месте. Без команды не сверяемся. (пример «стыковок»: 5+2 и 7; 8-2 и 6)

В. - Отлично справились! Садитесь на свои места. У нас еще остались задания.

Задание №3. «Отгадай загадки» (геометрические фигуры)

Отгадай загадки:

  • У него углы прямые и 4 стороны.
    Те, которые напротив
    противоположны и равны.
  • В нем 4 стороны,
    Меж собой они равны.
    Прямоугольнику он брат,
    А зовут его…
  • Три вершины,
    Три угла,
    Три сторонки -
    Кто же я?
  • Он похож на колесо.
    А еще на букву О
    По дороге катится
    И в ромашке прячется.
    Нрав его совсем не крут
    Догадались? Это?
  • Он похожий на яйцо
    Или на твое лицо
    Вот такая есть окружность
    Очень странная наружность
    Круг приплеснутым стал
    Получился вдруг…

В. - Ну, с этим заданием вы быстро справитесь.

В. - А теперь сложное задание на внимание и память. Космонавтам без них никак. У вас на столах в лоточках лежат геометрические фигуры, из них вам надо сконструировать космический корабль по заданной схеме. (схема выставляется на доске).

В. - Давайте рассмотрим схему. Из каких геометрических фигур состоит схема? (5 треугольников, 1 круг, 1 квадрат, 2 прямоугольника). Запомнили схему? А теперь постройте ракету по памяти. (схему убрать)

В. - Проверьте, все ли у вас правильно? (показать схему). Молодцы!

В. - Ну, и последнее задание «Расшифруй». И к нему три конверта. Интересно, что в них? (в конвертах буквы и три карточки с шифром:

Е

Я

Р

А

Б

Т

2

4

1

6

3

5

А

О

С

И

П

С

Б

3

7

1

5

2

4

6

Р

Д

О

И

О

Е

Г

3

1

4

6

2

7

5

В. - Ребята, составьте предложение из этих слов. Как вы думаете, почему именно эти слова были зашифрованы? За что вас поблагодарили?

В. - Что для вас было самым интересным сегодня?

- Что вызвало затруднение?

- Что мы ответит летчику-космонавту Неунывайнику?

- Кто-нибудь решил для себя, что хочет стать космонавтом?