Технологическая карта урока "Части речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, части речи


УМК: «Планета знаний».

Класс: 2.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, развитие критического мышления

Цель урока: Систематизация знаний о частях речи.
Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации знаний и умений по теме.
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Планируемые результаты
Предметные:
- Научатся классифицировать части речи; определять грамматический признак частей речи.
- Получат возможность научиться: находить части речи по определенным признакам.
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Предметные

Метапредметные

Личностные

- делать выводы на основе обобщения;
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость полученных знаний;
- распознавать части речи, подбирать части речи по группам, использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной форме.

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Ход урока

Этап урока, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивации (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

- Давайте вспомним правила работы на уроке:
Слайд 2.

1.Правило поднятой руки.
2.Не повторять уже сказанное.
3.Не перебивать, выслушивать ответы других.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: актуализация используемых способов
действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

На доске фигуры человечков, обозначающие части речи.

Имя сущ. - строгий человечек, который спрашивает: Кто? Что?
Глагол - веселый человечек, который любит все время Что то делать?
Имя прилагательное - девочки, которые говорят Какая я?

Продолжить предложение:
Чтобы речь была богатой, человек использует разные …
Какая часть речи украшает нашу речь…
Часть речи, которая называет предмет…
Часть речи, которая помогает восстанавливать последовательность событий…

Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова:
Части речи
Имя прилагательное
Имя существительное
Глагол

? - Так о чем будем говорить на уроке?
Тема: «Части речи»
Слайд 3.
О частях речи

3. Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

- Сегодня мы обобщим свои знания по теме «Части речи»

- Какие задачи перед собой поставите вы?

Сколько всего мы уже знаем о частях речи. Но, чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Предлагают варианты формулирования цели урока.

Получить хорошую оценку, закрепить знания.

Цель урока: обобщить, систематизировать знания.
Систематизировать - это создавать (создать) целостное представление о чем л., состоящем из множества элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом
- Угадайте загадку.

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»

- Что это?

Поставить цель
- Урок посвятим теме «Весна». Слайд 4
Минутка чистописания: Слайды 5-6
Весна
Работа в тетради

4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

- Как имеющуюся информацию сделать компактной?
С помощью чего мы можем систематизировать знания по теме
Составить кластер.
Сверить с эталоном

Для чего мы с вами систематизируем знания в виде схемы?

Учащиеся предлагают варианты (схема, таблица).
Работают в группе.
Сверяют с эталоном.

Выдвигают гипотезы
Удобно, легко запомнить, пригодится при изучении материала в дальнейшем

5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности

Что вы можете рассказать о частях речи, используя схему?

Для чего нам нужно знать о частях речи?

Проговаривают признаки
Сначала проговаривает сильный уч-ся, затем со средними способностями, слабый ученик.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Задание: угадать часть речи

Слайды 7-9

Самостоятельно работают в тетрадях в парах.
Проверяют
Оценивают

7. Включение в систему знаний и повторение Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

1. Прочитайте текст
Сластена.
Мурка - странная кошка. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапки и сунула мордашку в улей. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Мурка стрелой умчалась прочь.
1. Выписать собственное имя существительное.
2. В четвертом предложении найти имя прилагательное и выписать его вместе с существительным, с которым связано.
3. Выписать второе предложение. Укажи части речи над словами.
4. Выписать пятое предложение. Обведите в кружочек предлоги и союзы.
5. Выписать седьмое предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.

Читают текст
Выполняют задания по инструкции
Проверка

8. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Итог. Слайды 10-12
Чему учились на уроке?
Самооценка.
Продолжить предложения:
«Я понял….»
«Я смогу объяснить…»
«Я научился….»
Я испытывал трудности…»

Систематизировали знания о частях речи

Оценивают работу на уроке

9. Д.з.

На карточке

Кластер

Презентация