Возраст учащихся: 7-12 лет.
Срок реализации: 3 года.
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техномир» (далее программа), имеет техническую направленность.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившее в силу 01.01.2021 г. «Об утверждении СП 2.4 3648-20;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);
- Уставом и Положением о порядке разработки и утверждении общеобразовательных программ МБУ ДО «ЦДОД».
Актуальность программы в расширении научно-технического прогресса, социальном запросе на высококвалифицированных, технически образованных, способных к творческому мышлению специалистах. Начальное техническое моделирование и конструирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у учащихся начальных политехнических знаний и умений. Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возрастов к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.
Отличительные особенности программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности, что позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной, дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Учащиеся могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.
Адресат программы: Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся и ориентирована на возраст учащихся 7- 12 лет. Количество учащихся в группе 10 человек.
Объем программы и сроки освоения программы
Обучение по программе составляет 3 года, в общем объеме - 648 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (недельная нагрузка на учащихся 6 часов; 216 часов в год). Продолжительность занятий для учащихся 45 минут с 10 минутным перерывом.
- 1 год обучения - 3 часа
- 2 год обучения - 3 часа
- 3 год обучения - 3 часа
Форма обучения: очная (возможно применение дистанционной формы обучения).
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия. На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. Большая часть занятий каждой темы - это практические работы, направленные на овладение детьми различными трудовыми умениями и техниками, в том числе на развитие технического мышления через освоение законов механики, формирование практических навыков работы с инструментами и чертежами, приобщение к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям с учётом способностей и интересов учащихся. В совместной деятельности с педагогом ребята учатся моделировать различные объекты, создавать новое своими руками. При усвоении предлагаемого содержания программы у ребят произойдёт развитие конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления, усовершенствуются трудовые навыки.
При реализации программы «Техномир» возможны изменения, дополнения в подборе тем, разделов в зависимости от желания и интересов учащихся.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: повышение творческо-деятельностного потенциала учащихся в области начального технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
- воспитывать технологическую культуру учащихся;
- сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитывать духовно - нравственные качества личности;
- сформировать ответственное отношение к учению, готовности учащихся к самообразованию и самосовершенствованию;
- сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
- развивать пространственное воображение и образное мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
- научить действовать в сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
- развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
- развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;
- развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;
- развивать ориентирование учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере конструирования и моделирования;
- развивать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные (образовательные):
- дать начальные понятия о моделировании, макетировании, конструировании; о приемах и технологиях изготовления как несложных, так и относительно сложных конструкций;
- обучить приемам работы с инструментами и материалами, умению планировать свою деятельность;
- научить приемам разметки, приемам конструирования, макетирования и моделирования;
- формировать умение работать по предложенным инструкциям;
- формировать первичный опыт при решении конструкторских задач;
- формировать навыки изобретательской деятельности;
- познакомить с основными понятиями и терминами из технического моделирования;
- научить закономерностям построения развертки технических объектов;
- способствовать овладению знание основными понятиями из черчения и познакомить с основными геометрическими фигурами;
- познакомить с отдельными видами водного, воздушного и наземного транспорта;
- обучить технике безопасности при работе с используемым оборудованием и личной гигиены при работе.