Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Техномир"

Разделы: Технология, Дополнительное образование


Возраст учащихся: 7-12 лет.

Срок реализации: 3 года.

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техномир» (далее программа), имеет техническую направленность.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившее в силу 01.01.2021 г. «Об утверждении СП 2.4 3648-20;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);
  • Уставом и Положением о порядке разработки и утверждении общеобразовательных программ МБУ ДО «ЦДОД».

Актуальность программы в расширении научно-технического прогресса, социальном запросе на высококвалифицированных, технически образованных, способных к творческому мышлению специалистах. Начальное техническое моделирование и конструирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у учащихся начальных политехнических знаний и умений. Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возрастов к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

Отличительные особенности программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности, что позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной, дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Учащиеся могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.

Адресат программы: Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся и ориентирована на возраст учащихся 7- 12 лет. Количество учащихся в группе 10 человек.

Объем программы и сроки освоения программы

Обучение по программе составляет 3 года, в общем объеме - 648 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (недельная нагрузка на учащихся 6 часов; 216 часов в год). Продолжительность занятий для учащихся 45 минут с 10 минутным перерывом.

  • 1 год обучения - 3 часа
  • 2 год обучения - 3 часа
  • 3 год обучения - 3 часа

Форма обучения: очная (возможно применение дистанционной формы обучения).

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия. На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. Большая часть занятий каждой темы - это практические работы, направленные на овладение детьми различными трудовыми умениями и техниками, в том числе на развитие технического мышления через освоение законов механики, формирование практических навыков работы с инструментами и чертежами, приобщение к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям с учётом способностей и интересов учащихся. В совместной деятельности с педагогом ребята учатся моделировать различные объекты, создавать новое своими руками. При усвоении предлагаемого содержания программы у ребят произойдёт развитие конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления, усовершенствуются трудовые навыки.

При реализации программы «Техномир» возможны изменения, дополнения в подборе тем, разделов в зависимости от желания и интересов учащихся.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: повышение творческо-деятельностного потенциала учащихся в области начального технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.

Задачи программы:

Личностные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
  • воспитывать технологическую культуру учащихся;
  • сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность;
  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать духовно - нравственные качества личности;
  • сформировать ответственное отношение к учению, готовности учащихся к самообразованию и самосовершенствованию;
  • сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

  • развивать пространственное воображение и образное мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
  • научить действовать в сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
  • развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
  • развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;
  • развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;
  • развивать ориентирование учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере конструирования и моделирования;
  • развивать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные (образовательные):

  • дать начальные понятия о моделировании, макетировании, конструировании; о приемах и технологиях изготовления как несложных, так и относительно сложных конструкций;
  • обучить приемам работы с инструментами и материалами, умению планировать свою деятельность;
  • научить приемам разметки, приемам конструирования, макетирования и моделирования;
  • формировать умение работать по предложенным инструкциям;
  • формировать первичный опыт при решении конструкторских задач;
  • формировать навыки изобретательской деятельности;
  • познакомить с основными понятиями и терминами из технического моделирования;
  • научить закономерностям построения развертки технических объектов;
  • способствовать овладению знание основными понятиями из черчения и познакомить с основными геометрическими фигурами;
  • познакомить с отдельными видами водного, воздушного и наземного транспорта;
  • обучить технике безопасности при работе с используемым оборудованием и личной гигиены при работе.

См. продолжение Программы